СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.788Ключевые слова:
функциональная грамотность, контекстные задания, компетенции, критерии оценки, задания, естествознаниеАннотация
В данной статье рассмотрены сущность и содержание
оценивания в формировании функциональной грамотности обучающихся на
уроках биологии. Определенные критерии для оценки предметных результатов
определены по знаниям и навыкам понимания, применения, функциональности.
Обобщающий критерий «функциональности» среди этих умений отражает
использование теоретического материала, методических и процедурных знаний
при решении внеклассных задач, отличающихся сложностью содержания
предмета, умением читать, контекстом, а также сочетанием познавательных
операций. Задания для оценки функциональной грамотности выделены рядом
характеристик. В первую очередь представлены задания, поставленные
обучающимися вне предметной области, но они рассмотрены с помощью
предметных знаний, а также через жизненный опыт. Показано, что для
формирования соответствующих компетенций необходимо внедрять в учебный
процесс задания, направленные на развитие естественнонаучной грамотности. Эти
задания направлены на проверку навыков, характеризующих научную грамотность,
но при этом основаны на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными
или просто интересными для детей. Задания по биологии обычно основаны на
проблемном материале, который включает текст, графику, таблицы и связанные с
ними вопросы.