РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ

Авторы

  • Игенбай Т. докторант Казахского национального женского педагогического университета, специальность «6D011700 – Казакский язык и литература», Алматы, Казахстан
  • Балтабаева Г. Доктор филологических наук, ассоциированный профессор Казахского национального женского педагогического университета, Алматы, Казахстан
  • Шормакова А. PhD, доцент Университета Международного Бизнеса имени Кенжегали Сагадиева, Алматы, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.1023

Ключевые слова:

лингвистический анализ, художественная проза, аналитическое мышление, интерпретационная компетенция, филологическое образование, высшее образование, исследовательские навыки студентов

Аннотация

В статье рассматривается процесс развития аналитических навыков студентов посредством лингвистического анализа художественной прозы. Автор исходит из идеи, что современное образование требует формирования критического мышления, интерпретационной компетенции и способности выявлять скрытые смыслы – навыков, особенно актуальных в гуманитарной сфере. Лингвистический анализ предоставляет возможность осознать системность языка, его художественный потенциал, а также взаимосвязь формы и содержания литературного произведения.

Особое внимание уделяется интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в анализе прозы, что способствует формированию у студентов умений применять комплексную и многоуровневую методологию при интерпретации текста. В статье приведены примеры анализа языковых единиц, отражающих характер персонажей, авторское мировоззрение, а также национально-культурные особенности художественного выражения. Кроме того, рассматривается потенциал лингвистического анализа как педагогического инструмента для развития исследовательских умений, аналитической культуры и творческого мышления студентов.

Практическая значимость статьи заключается в возможности применения предложенных методов при преподавании дисциплин педагогического цикла – в частности, казахского языка и литературы, лингвистики текста и методики преподавания литературы. Полученные результаты могут быть полезны преподавателям вузов, исследователям и студентам, стремящимся совершенствовать навыки аналитического чтения и интерпретации текста.

Таким образом, лингвистический анализ художественной прозы является эффективным средством интеграции лингвистического и литературного образования, способствует развитию аналитического мышления и формированию профессиональных компетенций в области филологии. Исследование вносит вклад в модернизацию лингвистического и литературного образования, демонстрируя, как лингвистический анализ способствует развитию рефлексивных, исследовательски ориентированных и культурно осознанных обучающихся.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2025-11-01

Как цитировать

Igenbay Т., Baltabaeva , G. ., & Shormakova А. . (2025). РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ. Scientific Journal of Pedagogy and Economics, 417(5), 59–74. https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.1023