ОБУЧЕНИЕ РАБОТОТЕХНИКЕ НА ОСНОВЕ STEM ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.804Ключевые слова:
робототехника, STEM, начальная школа, инновационные технологии, ученики начальной школы, программирование, интеграция, техника, инженерияАннотация
Проблема обучения робототехнике в системе образования в
условиях STEM является одним из ценных и актуальных исследований. Это связано с
тем, что знания, передаваемые через междисциплинарную интеграцию, способствуют
пониманию инноваций, формированию навыков критического и творческого
мышления. В статье в результате анализа трудов отечественных и зарубежных
ученых, изучавших проблему исследования, было предложено определение понятия
«обучение робототехнике на основе STEM». Цель исследования - определить пути,
позволяющие выполнять сложные практические задачи путем выполнения проектов
на основе STEM, рассматривая различные области робототехники. На исследование
были отобраны учащиеся 4 класса средней общеобразовательной школы №11
им.А. Навои, г. Шымкент. Одним из отобранных классов был выбран 4 «Б» класс
- контрольная группа, 4 «А» класс - практический класс. С целью всестороннего
и глубокого анализа проблемы исследования был использован описательный и
количественный метод. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась через
этапы выявления, формирования, контроля. В целях сбора первичных данных на
этапе определения использовалась методика Фатеевой Г.А. и Федоровой Т.В. На
этапе формирования разработаны малые и групповые проекты («Робот-уборщик»,
«Робот-мусорщик», «Робот-танцор», «Робот-помощник», «Конструктор LEGO»,
«Космический робот» и др.) в условиях STEM-образования. Результаты исследования
показали, что в результате интегрированного обучения STEM и робототехнике
у обучающихся сформированы навыки творческого мышления, критического
мышления и др., позволяющие освоить процесс инженерии, проектирования,
строительства, программирования.