РОЛЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.991Ключевые слова:
искусственный интеллект (ИИ), подготовка будущих учителей информатики, цифровая компетентность, средства генеративного ИИ, педагогический эксперимент, учебная мотивация, результаты опросаАннотация
В настоящее время технологии искусственного интеллекта (ИИ) широко применяются в сфере образования и становятся эффективным инструментом совершенствования учебного процесса. Особенно важную роль ИИ играет в подготовке будущих учителей информатики, способствуя формированию их профессиональной компетентности. Инструменты ИИ обладают высоким потенциалом в развитии навыков адаптации к цифровой среде, построения индивидуальной образовательной траектории и управления сложными информационными процессами. Цель исследования — определить роль искусственного интеллекта в образовательной подготовке будущих учителей информатики и обосновать методологические основы эффективной интеграции данных технологий в учебный процесс. В качестве метода исследования использовался сравнительный педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие студенты специальности «Информатика»
одного из высших учебных заведений, которые были разделены на две группы: контрольная группа обучалась в традиционном формате (на основе силлабуса), а экспериментальная группа — с применением ИИ-технологий (ChatGPT, Grok, GigaChat и др.). Этот метод в педагогике известен как «сравнительное исследование контрольной и экспериментальной групп». До и после проведения обучения студентам были предложены анкеты (в формате pre-test и post-test), результаты которых позволили определить их отношение к ИИ-технологиям, оценить эффективность их применения в обучении и выявить потребности в использовании данных инструментов. Надёжность и внутреннюю согласованность собранных данных проверяли с помощью коэффициента Альфа Кронбаха. Результаты эксперимента показали, что эффективная интеграция ИИ-технологий в образовательный процесс способствует более глубокому освоению учебного материала, развитию
рефлексивного мышления, познавательной активности и исследовательских умений будущих педагогов. В статье также представлены методические рекомендации и практические направления по эффективному использованию ИИ-технологий в образовательной подготовке будущих учителей информатики. Полученные результаты демонстрируют потенциал ИИ в повышении качества обучения и развитии профессиональной компетентности обучающихся.




