ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАЗАХСТАНА НА ОСНОВЕ КОНЦЕПТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.762Ключевые слова:
непрерывное профессиональное развитие педагога, персонализированное профессиональное развитие, глубинное и экспертное интервью, образовательная программа, курсы актуального профессионального развития, стратегии саморазвития, педагогический дизайнАннотация
В условиях lifelong-реальности непрерывное профессиональное развитие педагогов становится ключевым аспектом повышения качества образования в Казахстане, их гибкой адаптации к вызовам и реалиям сложного общества.
Базовая проблема заключается в том, что педагоги имеют различный уровень профессиональной подготовки, практики и опыта, а также самые разнообразные потребности и дефициты компетенций, что не учитывается в традиционном повышении их квалификации. Ключевая гипотеза исследования предполагает, что дифференциация, индивидуализация и персонализация обучения педагогов стратегиям саморазвития стимулирует процессы непрерывного профессионального развития, т.к. такое обучение основано на личной привлекательности и перспективах улучшения собственной образовательной практики.
Соответственно, в условиях сдвига парадигмы от повышения квалификации к непрерывному профессиональному развитию востребованы образовательные программы с предметом обучения стратегиям саморазвития.
В этой связи авторы исследуют методологию и теорию педагогического дизайна для проектирования исследуемых программ. При анализе и отборе концептуальных основ педагогического дизайна авторы используют материалы и результаты глубинного и экспертного интервью с учителями и разработчиками образовательных программ повышения квалификации.
Результаты исследования включают в себя образовательные программы персонализированного непрерывного профессионального развития педагогов, проектируемые на основе различных моделей педагогического дизайна. Им отвечает модель обучения на курсах актуального профессионального развития, предполагающая системно-последовательное продвижение педагогов от компетентностных дефицитов к расширяющимся потребностям, от затруднений к достижениям, от функционального исполнения обязанностей к расширению профессионального профиля.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки образовательных программ обучения на курсах, учебно-научно-методической работы в профессиональном сообществе, уточнения методологии, организации и мониторинга непрерывного профессионально-педагогического развития на разных уровнях образования с целью создания условий качества образования.