УПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЭКОСИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.545Ключевые слова:
сельская школа, непрерывное профессиональное развитие учителя, управление развитием, профессиональное сотрудничество, экосистема непрерывного профессионального развития.Аннотация
В системе образования Республики Казахстан, сельской школе в частности, существует проблемная ситуация, вызванная отсутствием конструктивного согласования деятельности управленческого персонала и учителей по непрерывному профессиональному развитию педагогов (НПРП). В связи с этим исследование посвящено организации деятельности управленческой команды сельской школы по созданию экосистемы для профессионального развития учителей. В статье рассматривается управление профессиональным развитием учителей сельской школы на основе парадигмы Lifelong learning посредством организации эффективного сотрудничества и взаимодействия, представлен анализ результатов исследования в период обучения на курсах руководителей школ во время проведения форсайт-сессий с использованием методов классифицирования и структурирования компетенций, прогнозирования и моделирования процессов НПРП и управления им. Применяемые методы обеспечивают методическую цель практикума, подготовленного в ходе исследовательской работы - скаффолдинг (scaffolding) учителей в их профессиональном развитии.
Разработанные на основе анализа международных исследований, актуальные психолого-педагогические компетенции и уровни их развития в аспекте модели НПО обеспечивают руководителям школы компетентное планирование системы профессионального развития учителей и убедительно доказывают необходимость применения ресурсов и инструментов формального, неформального и информального образования.
По итогам исследовательской деятельности предлагаются следующие заключительные выводы: организованное на рабочем месте НПРП характеризуется устойчивостью; НРПР формирует готовность учителей к компетентному решению профессиональных задач; эффективное взаимодействие и сотрудничество придают ценностно-смысловой характер не только для учителя, но и для школы во главе с руководителем; интеграция формального, неформального и информального образования придает управлению целостно-системный характер.
Результаты исследования имеют научно-методический потенциал для субьектов управления и образовательного процесса в системе всех уровней образования.