ҚАЛЫПТАСТЫРУШЫ БАҒАЛАУ – МЕКТЕПТЕГІ МЕТАПӘНДІК БІЛІМ БЕРУ НӘТИЖЕЛЕРІН МОНИТОРИНГІЛЕУДІҢ ҚҰРАЛЫ РЕТІНДЕ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.615Ключевые слова:
метапредмет, моделирование, формирование, метод, компетентность, рефлексия, коммуникативностьАннотация
В статье изложены подходы к формирующей оценке метапредметных результатов школьников. Метапредметные навыки и сформированные на их основе универсальные учебные действия обеспечивают функциональную грамотность учащихся общеобразовательных школ. Важной особенностью формирующей оценки метапредметных результатов обучающихся является то, что, выступая в качестве знаний, умений, навыков и компетенций вне универсальной дисциплины, метапредметные достижения формируются средствами всех учебных дисциплин, с одной стороны, и в то же время материалом конкретных учебных дисциплин.
При этом каждый цикл учебных дисциплин (гуманитарных и естественно-научных дисциплин) имеет свою специфику обучения, свои дидактические подходы и педагогические особенности, что следует учитывать в процессе формирующей оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Формирующее оценивание носит непрерывный характер, включает обратную связь с педагогом и всегда является критериальной формой оценивания. Портфолио учебных достижений учащихся, различные проекты, проблемно-ориентированные методы обучения, различные формы смешанного обучения, использование цифровых сервисов, использование дескрипторов навыков и компетенций, игровых технологий и геймификации и т. д. могут быть инструментами формирующего оценивания. «Матрицы памяти», самостоятельная разработка учащимися тестовых материалов, «минутный обзор», конспекты в одно предложение, короткие эссе, еженедельные отчеты, использование диагностических карт, анкет, электронных дневников, личных ведомостей учебных достижений и многих других формирующих методов оценивания широко используются.
Формативная оценка является эффективным инструментом мониторинга планируемых, в том числе метапредметных достижений обучающихся в системе внутришкольной оценки качества образования.
По данным проведенного исследования, значительное количество педагогов до сих пор не владеют технологией формативного оценивания, большинство учителей, принявших участие в опросе, готовы использовать формативное оценивание для мониторинга метапредметных достижений школьников и отметили, что хотят