XIX ҒАСЫРДЫҢ ІІ ЖАРТЫСЫ МЕН XX ҒАСЫРДЫҢ БАСЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҚОҒАМЫНДАҒЫ МҰҒАЛІМ ФЕНОМЕНІ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.456%20Аннотация
Введение. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся статуса учителя Казахстана во второй половине XIX-начале XX веков. Цель и задачи исследования — определить место и роль учителя в казахском обществе II половины XIX-начала XX веков; предоставить условный портрет учителя медресе, в сельских и русско-туземных школах. Материалы и методы. В статье рассмотрены мнения Ш. Уалиханова, И. Алтынсарина, И. Гаспринского касательно роли учителя в обществе, приводится обсуждение в прессе проблемы грамотности казахских детей на родном языке на основе широкого распространения джадидской системы образования на территории Казахстана. Уделено внимание социальному положению учителя, просветительской деятельности А. Бокейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова, А. Сейтова, Т. Жургенева. Использованы данные архивных фондов, касающиеся образования в Казахстане в начале ХХ века. Результаты. Потребность в педагогическом труде в крае в исследуемый период, нехватка учителей, повышение их образования и квалификации, организация подготовительных курсов, меры власти по повышению статуса учителя привели к тому, что феномен учителя претерпел изменения в казахском обществе. Выводы. На основе влияния джадидистского движения II половины XIX-начала XX веков деятельность учителя как отдельная профессия, а также отделение учебно-просветительской деятельности от религии привело к появлению в казахском обществе учителя как нового по сути явления. В рамках проводимых реформ в области просвещения статус учителя в обществе повысился и его роль стала более заметной.