UPDATING THE CONTENT OF PRIMARY EDUCATION: DIGITAL LITERACY, ARE WE READY FOR CHANGES?

Авторы

  • Syzdykbayeva А. КазНПУ имени Абая
  • Taitelieva L. КазНацЖенПУ
  • Tyan V. КазНацЖенПУ

DOI:

https://doi.org/10.32014/2518-1467_2022_398_4_173-185

Ключевые слова:

цифровизация мира, цифровая культура, цифровая грамотность, критерии цифровой грамотности, информационно-коммуникативные технологии, учебный предмет

Аннотация

В статье рассматривается процесс готовности учителей начальных классов к преподаванию учебного предмета «Цифровая грамотность». Авторами проанализирована роль и значимость цифровизации на современном этапе, необходимость ее формирования с началом системного обучения в школе. Раскрыты особенности ее использования в образовании в период пандемии коронавируса. Определена сущность понятия «цифровая грамотность» как способность безопасно управлять, понимать, интегрировать, обмениваться, оценивать, создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в социальной жизни. На основе исследований Alexander, The Disciplined Reading, & Learning Research, 2012; Bawden, 2008; Spante, 2018; Stordy, 2015 et al. в структуре понятия «цифровая грамотность» выделены технологические, когнитивные, социально-эмоциональные компетенции. Технологический аспект цифровой грамотности включает в себя «технические и операционные навыки учащихся по использованию ИКТ для обучения и в повседневной деятельности». Когнитивное измерение включает в себя навыки, необходимые учащимся для поиска, оценки и создания цифровой информации, а также способности учащихся критически анализировать эту информацию. Социально-эмоциональное измерение цифровой грамотности требует, чтобы учащиеся могли использовать ИКТ для ответственного общения, совместной работы и других социальных целей, связанных с обучением. На основе анализа приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 ноября 2020 года №496 и типовой учебной программы «Информационно-коммуникативные технологии» проанализировано содержание дисциплины «Цифровая грамотность». Представлены результаты анкетирования 17 учителей начальной школы КГУ №15 департамента управления образования города Алматы (представления о цифровой грамотности и готовности к преподаванию данного учебного предмета) и обучающихся Казахского женского педагогического университета (навыки цифровой грамотности). Результаты анкетирования вскрыли ряд проблем в развитии компетенций в области вычислительного мышления и робототехники и необходимость совершенствования собственных навыков в области устройства компьютера и работы с Интернет. Необходимо уделить внимание вопросам методики преподавания сложных для младших школьников языков программирования. Нерешенными остаются вопросы и к ожидаемым результатам по каждому разделу по классам. Определены причины и разработаны рекомендации по развитию цифровой грамотности у будущих учителей начальных классов в условиях профессиональной подготовки.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2022-08-31

Как цитировать

Aigul, Тайтелиева, Л., & Violetta, T. V. (2022). UPDATING THE CONTENT OF PRIMARY EDUCATION: DIGITAL LITERACY, ARE WE READY FOR CHANGES?. «Вестник НАН РК», (4), 173–185. https://doi.org/10.32014/2518-1467_2022_398_4_173-185

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА