АКАДЕМИЧЕСКОЕ МОШЕННИЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.309Ключевые слова:
академическое мошенничество, теории академического мошенничества, списывание, плагиат, скачивание готовых работ из Интернета, фальсификация, фабрикация, манипуляция данных и результатов научных и проектных исследований.Аннотация
В статье рассматривается феномен академического мошенничества его сущность, текущее состояние и возможные механизмы его преодоления на примере субъектов постдипломного образования. В связи с быстрым, доступным способом получения информации академическое мошенничество носит массовый и распространенный характер. Академическое мошенничество среди обучающихся подрывает доверие к системе послевузовского образования и негативно сказывается на качестве обучения. Необходимо понимание причин, по которым субъекты постдипломного образования прибегают к этим практикам, а также определение условий, благоприятствующих распространению академического мошенничества.
Цель: теоретическое обоснование феномена академическое мошенничество, определение его распространенности у субъектов постдипломного образования и разработка рекомендаций по механизмам его преодоления.
Результаты. В анкетировании участвовали магистранты института педагогики и психологии КазНПУ имени Абая. Выборка составила 47 человека. Вид анкеты анонимная, полузакрытая, включающая 8 основных вопросов. Анализ полученных данных подтверждает массовое распространение изучаемого явления.
Теоретическая значимость: раскрыты научно-теоретические основы академического мошенничества. Определены основные теории (теория морального развития, теория зависимости уровня интеллектуального развития и выраженных личностных черт доброжелательности и добросовестности, теория достиженческих целевых ориентаций (achievement goal theory) и теория «ожиданий – ценности» (expectancyvalue theory), факторы возникновения (внутренние и внешние), виды (списывание, плагиат, фальсификация, фабрикация, манипуляция данных и результатов научных и проектных исследований) и факторы академического мошенничества.
Практическая значимость: разработана авторская анкета «Отношение магистрантов к академическому мошенничеству» и представлены рекомендации по механизмам его преодоления.