КОНЦЕПТ КОГНИТИВТІ ЛИНГВИСТИКА МЕН ЛИНГВОМӘДЕНИЕТТАНУДЫҢ НЕГІЗГІ БІРЛІГІ РЕТІНДЕ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.215Ключевые слова:
концепт, когнитивная лингвистика, лингвокультурология, концептуальные и ценностные компоненты, универсальный предметный код (УПК), ядро и периферия концепта.Аннотация
Статья посвящена значению понятия «концепт» в области лингвистики и
лингвокультурологии. В данной работе мы рассматриваем концепт как основную единицу
лингвокультурологии и когнитивной лингвистики, и это можно проиллюстрировать появлением
лингвистической концептологии (лингвоконцептологии). Концепт характерен как для исследований
в области лингвокультурологии, так и для исследований в области когнитивной лингвистики.
Предметом исследования когнитивной лингвистики является когнитивный концепт, а также предмет
исследования лингвокультурологии-лингвокультурологический или культурный концепт.
Лингвокогнитивно понятие - это ментальная единица сознания и информационная структура,
отражающая знания и опыт человека. Понятие «концепт» признается в лингвокультуре как его основная
единица и рассматривается с точки зрения их ценностной составляющей. Лингвокогнитивный
концепт - это направление от индивидуального сознания к культуре, а лингвокультурный концепт -
это направление от культуры к индивидуальному сознанию. В работе концепт представлен как базовая
единица двух дисциплин, отражающих содержание эксперимента и имеющих полевую структуру:
ядро концепта, периферия концепта, ближняя периферия, затем периферийная периферия и т. д.