ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ РАСТВОРИМОСТИ СОЛЕЙ В ВОДНОЙ СРЕДЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы

  • Назарбек У.Б. PhD, ассоциированный профессор, кафедра Химии и фармацевтической инженерии, ЮКУ имени М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан
  • Абдуразова П.А. PhD, ассоциированный профессор, кафедра Химии, ЮКПУ имени О. Жанибекова, Шымкент, Казахстан
  • Камбарова Г.А. кандидат технических наук, ЮКУ имени М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан
  • Райымбеков Е.Б. PhD, ЮКУ имени М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.32014/2025.2518-1491.309

Ключевые слова:

растворимость, хлориды, температурная зависимость, машинное обучение, Random Forest, Gradient Boosting

Аннотация

В настоящем исследовании рассмотрена возможность прогнозирования растворимости хлоридов калия, бария и никеля в зависимости от температуры с помощью методов машинного обучения — Random Forest и Gradient Boosting. Предсказанные значения сравнивались с экспериментальными, что позволило оценить точность каждого алгоритма. Метод Random Forest показал наилучшую согласованность с экспериментом, особенно для KCl и BaCl₂, благодаря устойчивости к шумам и способности улавливать структуру данных. Gradient Boosting лучше справлялся с нелинейными зависимостями, однако для NiCl₂ и KCl при низких температурах точность снижалась, что, вероятно, связано с ионной силой и комплексообразованием, не учтенными в модели. Работа подтверждает, что машинное обучение — эффективный инструмент в предсказании растворимости хлоридов, а также выявляет NiCl₂ как наиболее чувствительное соединение, растворимость которого определяется совокупностью физико-химических факторов. Для повышения точности моделей в дальнейшем предлагается учитывать такие параметры, как pH раствора, ионная сила и способность к комплексообразованию.

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Как цитировать

Nazarbek, U., Abdurazov, P., Kambarova , . G., & Raiymbekov , . Y. (2025). ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ РАСТВОРИМОСТИ СОЛЕЙ В ВОДНОЙ СРЕДЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ. Academic Scientific Journal of Chemistry, 3(464), 184–193. https://doi.org/10.32014/2025.2518-1491.309