ВЫБОР СЫРЬЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ МЕСТНЫХ РЕСУРСОВ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1491.189Ключевые слова:
дорожные битумы, групповой химический состав, гудроны, окисление, мазут, качество, технические характеристикиАннотация
В настоящей статье изложены методика проведения исследований каламкасской нефти и продуктов ее перегонки, а также результаты исследований состава остатков и битумов дорожных марок, полученных по традиционной технологии получения битумов высокотемпературным окислением остатков разной глубины отбора газойлевых фракций.
Для поиска путей рационального использования нефти месторождения Каламкас Бузачинского полуострова были определены основные физико-химические характеристики с оценкой возможности производства из нее битумов.
Прямогонный мазут каламкасской нефти подвергали вакуумной перегонке с получением образцов гудрона, выкипающих выше 380 0С, 400 0С и 420 0С. Остатки подвергали окислению в лабораторном кубике периодического действия при постоянных режимных показателях.
Полученные окислением остатков битумы в сравнении с исходными остатками характеризуются более высоким содержанием смол (соответственно для остатков, выкипающих выше 380 0С, 400 0С и 420 0С и полученных из них окислением битумов, % масс.: 17,4 и 20,2; 19,6 и 22,8; 22,5 и 25,7) и асфальтенов (7,7 и 13,7; 9,8 и 14,4; 12,4 и 15,3), меньшим содержанием углеводородов парафино-нафтеновых (29,4 и 24,7; 26,7 и 22,5; 23,3 и 19,6 ) и ароматических (45,5 и 41,4; 43,9 и 40,3; 41,8 и 39,4) групп.
Тяжелая высокосмолистая нефть месторождения Каламкас благоприятна для производства из нее окисленных и остаточных битумов. Экспериментальные образцы битума соответствуют требованиям СТ РК 1373 – 2005. Остатки, выкипающие выше 380 0С, могут служить сырьем для получения окисленных дорожных битумов марок БНД.
Битумы со структурой, близкой к золю, марок БНД имеют весьма высокие показатели деформативности, теплоустойчивости, трещиностойкости и устойчивости к старению. Такие битумы целесообразно применять в асфальтобетонах в IV, V дорожно климатических зонах Казахстана.