YOUNG STUDENTS’ PATRIOTISMFORMATION: ORGANIZATIONAL LEGAL AND SOCIO-PEDAGOGICAL ASPECTS
DOI:
https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.247%20Ключевые слова:
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, исследование патриотизма, нормативные основания формирования патриотизма, формирование ценностей, студент, заведение высшего образования.Аннотация
- Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, г. Киев, Украина
- Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев, Украина
- Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, г. Киев, Украина
Аннотация. В документах украинского государства отмечается, что в основе системы национально-патриотического воспитания лежат идеи укрепления украинской государственности как консолидирующего фактора развития общества, формирования патриотизма. Предполагается необходимость патриотического воспитания молодежи для духовного оздоровления украинского социума, становления основ гражданского общества, принципов верховенства права, гуманизма, свободы, социальной справедливости.
В данной работе представлено исследование патриотизма студентов, проведенное с помощью анкетирования. Для этого авторы использовали адаптированный к задачам исследования проект анкеты «Патриот». Проведен количественный и качественный анализ результатов опроса. Первый блок охватывает понимание учащимися понятия «патриотизм», а также позволяет выявить признаки патриотизма. Установлено, что подавляющее большинство студентов понимают понятие «патриотизм» и то качество, которым должен обладать гражданин - патриот Украины. Под патриотизмом студенты чаще всего понимают «любовь к своей Родине». Преимущественное значение опрашиваемые предоставляют таким признакам патриотизма: «любовь к родному дому, стране, городу»; «верность национальной культуре, традициям, укладу жизни»; «национальное самосознание»; «гордость за принадлежность к своей нации, народу»; «желание работать для процветания Украины, для того, чтобы государство, в котором они живут, было авторитетным, сильным и уважаемым в мире». Незначительное количество студентов указало на то, что патриотизм сейчас неактуален, несовременен, не для современной молодежи.
Вопросы второго блока направлены на то, чтобы выяснить, насколько студент считает себя патриотом и какие факторы на это повлияли. Установлено, что наибольшее влияние на формирование патриотического воспитания школьников оказывают окружающие люди, друзья и родители, в несколько меньшей степени СМИ. Вуз, по мнению студентов, не существенно повлиял на формирование их патриотических взглядов. Это связано с тем, что формирование патриотизма начинается на гораздо более ранних возрастных ступенях личности. Это открывает перспективы для развития методики формирования патриотизма студентов.
Исследован процесс формирования индивидуально-психологических особенностей и ценностей студентов. Установлено, что доминирующими для учащихся являются самостоятельность, свобода (независимость в суждениях и действиях), ответственность (чувство долга, умение держать слово), наличие хороших и верных друзей, аккуратность. В третьем блоке задается уровень активности респондентов во внеклассной работе, исследуются эффективные формы и методы воспитательной работы в аспекте формирования патриотизма и активности студентов. Установлено, что студенты являются активными участниками деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию и высказывают пожелания о дальнейшей воспитательной работе в этом аспекте. Особое внимание студенты уделяют использованию в воспитательной работе интересных форм и методов.
Наибольшее влияние на формирование патриотической воспитанности студентов имеют окружающие люди, друзья и родители, несколько меньше - средства массовой информации. Учреждение высшего образования, по мнению студентов, не является тем субъектом, который существенно повлиял на формирование их патриотических взглядов. Это объясняется тем, что формирование патриотизма начинается на ранних возрастных этапах развития личности, с одной стороны, с другой - открывает перспективы для разработки системы формирования патриотизма студенческой молодежи. В ней целесообразно учесть исследованное мнение студентов о мероприятиях, которые будут способствовать воспитанию патриотизма, участником которых они хотели бы стать: встречи с известными людьми и ветеранами войн; волонтерские акции; вечера памяти; мероприятия, посвященные казачеству; мероприятия с применением инновационных форм и методов патриотического направления; акции патриотически-гражданской направленности; мероприятия, в которых в определенной степени будет использовано устное народное творчество, будет звучать украинская песня; спортивные мероприятия; просмотр кинофильмов; конкурсы патриотической песни; экскурсии.