ОҚУ САУАТТЫЛЫҒЫ – ФУНКЦИОНАЛДЫҚ САУАТТЫЛЫҚТЫҢ ҚҰРАМДАС БӨЛІГІ
ОҚУ САУАТТЫЛЫҒЫ – ФУНКЦИОНАЛДЫҚ САУАТТЫЛЫҚТЫҢ ҚҰРАМДАС БӨЛІГІ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.756Ключевые слова:
функциональная грамотность, читательская грамотность, образовательный процесс, коммуникативные компетенции, читательские навыки, тест PISA, текст, информация, понимание, рефлексия.Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития функциональной грамотности и читательской грамотности в частности и их место в системе образования Республики Казахстан. Вопрос формирования функциональной грамотности, на наш взгляд, является стратегическим вопросом для государства, поскольку его реализация напрямую связана с подготовкой адекватного члена общества, решающего каждодневные задачи в различных сферах жизни. Проблема формирования функциональной грамотности вышла на передний план во второй половине 20 века, разрабатывалась ЮНЕСКО и получила официальное закрепление в 1965 году на Конгрессе министров просвещения по вопросам искоренения неграмотности в Тегеране. В настоящее время должна быть осознана образовательным сообществом и внедрена в учебный процесс общего образования.
Целевой установкой авторского коллектива является не только привлечение внимания к проблеме формирования функциональной грамотности в казахстанском образовательном пространстве, но и очерчивание методических границ в работенад одним из её компонентов – грамотности чтения – с демонстрацией примеров связных текстов и комплекса заданий к ним, учитывающих критерии работы с данной учебной единицей.
Научная и практическая значимость работы заключается в теоретическом осмыслении и описании проблемы и выработке реальных шагов по реализации данного направления в практической деятельности обучающего.
Методологическими основами данного исследования явились работы Леонтьева А.А., Азимова Э. Г., Щукина А. Н., Виноградовой Н. Ф., Кочуровой Е. Э., Кузнецовой М. И., Рудик Г.А., Жайтаповой А.А., Стог С.Г. и др.
Авторами статьи предпринята попытка осмысления и актуализации проблемы формирования функциональной грамотности в казахстанском образовательном пространстве.
Особой ценностью исследования является разработка методических шагов по формированию читательских компетенций на базе работы с текстом, позволяющих формировать коммуникативные компетенции в целом.
Статья написана на основе темы "Развитие функциональной грамотности обучающих и обучаемых в системе национального поли язычного и поликультурного педагогического образования» - ИРН AP14871008 (Руководитель проекта Исмаилова Г. К.) в рамках проекта грантового финансирования МОН РК на 2022-2024 годы.
Материал статьи может быть использован в учебном процессе в вузе при изучении ряда лингвистических и методических дисциплин и в школе при подготовке к сдаче теста PISA.