ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ)
ORGANIZATION OF METHODOLOGICAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY FOR TEACHERS OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS (USING THE EXAMPLE OF THE DEVELOPMENT OF READING LITERACY)
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.713Ключевые слова:
функциональная грамотность, международное исследованиеPISA, грамотность чтения, общеобразовательные учебные заведения, учителя-практики, методическая помощь, курсы повышения квалификации, модульная организация, образовательное пространствоАннотация
Вопросы развития функциональной грамотности на сегодняшний день входят в круг стратегических направлений развития образовательной системы Республики Казахстан. Результаты международных исследований по проверке функциональных компетенций взрослого населения страны и учащихся общеобразовательных учебных заведений подчеркивают наличие проблемных точек в учебно-методической системе обучения. Так, по результатам международного исследования PISAв 2022 году из 81 страны-участника Казахстан занял 46-ое место по математической грамотности, 49-ое – по естествознанию, 61-ое – по читательским навыкам. Как видно, существующая проблема требует пристального внимания и разработки конкретных мер методического характера, реализация которых позволит развернуть ситуацию в положительном решении. Недаром развитиефункциональной грамотности и успешное прохождение международного тестирования PISA с качественным повышением результатов определено в стратегических задачах Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023-2029 годы.
Отметим важность работы над базовым компонентом функциональной грамотности – грамотностью в чтении, поскольку без чтения и понимания ситуации, представленной в частности в комплексном исследовании PISA, крайне сложно выстроить стратегии и тактики ответа в заданиях по любым предметным направлениям. Так усиливается значимость работы по развитию читательских компетенций.
Авторский коллектив, разрабатывая проблематику работы по развитию функциональной грамотности, на данном этапе исследовательского проекта уделяет особое внимание методической составляющей темы.
Научная и практическая значимость статьи заключается в обосновании необходимости организации методической помощи учителям общеобразовательных учебных заведений и возможности оказания этой помощи в виде курсов повышения квалификации по направлению развития функциональной грамотности и читательских компетенций в частности.
Методологическими основами исследования являются работы А.А. Леонтьева, С.Г. Вершловского, М.Д. Матюшкиной, Programmefor International Student Assessment (PISA), С.А. Крупника, В.В. Мацкевича, а также научные и методические выводы в публикациях членов авторского коллектива Г.К.Исмаиловой, Г.Б. Григорьевой и др.
Статья написана в рамках выполняемой научно-исследовательской работы по грантовому финансированию МН и ВО РК на 2022-2024 г.г. на тему «Развитие функциональной грамотности обучающих и обучаемых в системе национального поли язычного и поликультурного педагогического образования» - ИРН AP14871008. Руководитель проекта Исмаилова Г.К.
Авторами статьи предлагается описание Программы курсов повышения квалификации по развитию функциональной грамотности и грамотности в чтении для учителей общеобразовательных учебных заведений. Программа построена на модульной основе, имеет чёткую структуру и содержательное наполнение. Организация курсов в соответствии с разработанной Программой окажет, на наш взгляд, существенную помощь учителям-практикам в организации учебного процесса в исследуемом направлении.
Статья может быть полезна педагогам высшей школы и учителям-практикам, а также всем интересующимся вопросами развития функциональной грамотности и читательской грамотности в частности в образовательном пространстве Казахстана.