ОҚУШЫЛАРДЫҢ СӨЙЛЕУ МӘДЕНИЕТІН ДАМЫТУДЫҢ ПЕДАГОГИКАЛЫҚ СТРАТЕГИЯЛАРЫ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.759Ключевые слова:
понимание прочитанного, урок, культура произношения, школьная программа, учебный процесс, анализ текста.Аннотация
Целью данного исследования является изучение педагогических и психологических основ развития разговорной культуры учащихся посредством работы с текстом в процессе обучения. В частности, в нем рассматривается применение определенных методов для развития мышления, уровня грамотности и внимания учащихся посредством работы с текстами в школе, а также рассматриваются педагогические и психологические аспекты разработки методики формирования культуры устной речи. В статье автор считает, что работа с текстом связана с методикой обучения смыслу текста, и в связи с этим провел SWOT-анализ процесса обучения учащихся пониманию смысла текста. Ведь формирование речевой культуры учащихся при работе с текстом является результатом понимания учащимися смысла текста.
Основной целью научного исследования в рамках разработки статьи было описать и проанализировать процесс формирования культуры речи учащихся при работе с текстом, в частности предложить использовать определенные методы в действующей школьной программе. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что материалы статьи используются при подготовке тестовых заданий, методических пособий и рекомендаций и открывают путь к уточнению научных выводов. В исследовании использовались методы индукции (т. е. перехода от частного к общему) и дедукции (перехода от общего к частному), а также метод анализа. Основная идея статьи заключалась в изучении особенностей формирования культуры речи учащихся путем использования такого метода обучения, как чтение смысла текста на школьных уроках. При опоре на литературно-дидактический материал и систему упражнений, соответствующую передовым стандартам, целенаправленная, систематическая и последовательная работа по формированию речевой культуры учащихся будет эффективной.