ЖАҺАНДАНУ ЖАҒДАЙЫНДА БОЛАШАҚ МАМАНДЫҚ ТАҢДАУДЫҢ МАҢЫЗЫ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.726Ключевые слова:
профориентация, выбор профессии, образовательная программа, форсайт, прогнозирование, глобализация, педагогическая специальность, выбор будущей профессии, футурология, образование, атлас новых специальностейАннотация
Аннотация. В данной статье рассматривается значение выбора будущей специальности, ее влияние на развитие общества, образования, науки, культуры и цивилизации, а также анализируются появление новых специальностей в процессе глобализации. Рассмотрены понятие «глобализация», его концептуальные основы, влияние процесса глобализации на экономические, социально- политические, культурные, общественые и другие сферы жизни общества. Рассмотрены теоретические и эмпирические исследования, научные труды отчественных и зарубежных ученых, их взгляды на тенденции развития глобализации, а также актуальные вопросы глобализации и развития современного образования в постсоциалистических странах.
Также в статье анализированы современное состояние и отношение выбору профессии, профессиональная ориентация студентов и молодежи. Представлены «форсайт», как научный метод, технология, предназначенная для прогнозирования и управления в условиях глоболизации. Также настоящее время одной из значимых исследования в области образование является развитие, обновление профессиональных специальностей, прогнозирование и научные основания появления новых специальностей в будущем. Также рассмотрены различные подходы, в том числе нового подхода к футурологии образования, выбора профессии и внедрение технологии форсайта.
Представлены результаты социологического опроса, анализированы результаты эмпирического исследования выбора будущей специальности. В ходе исследования выявлены уровень знания востребованности профессии в будущем, общественного отношения к профессии учителя, образования среди широких слоев населения, мнения общества, методов проведения и исследования, а результаты приведены в процентах с использованием специальных шкал.
Цель исследования-изучить отношение к профориентации обучающихся в условиях глобализации, к выбору будущей профессии. Проведен социологический опрос среди студентов и магистрантов и широкой общественности. В результате было особо отмечено, что по сравнению с другими профессиями она имеет большое значение в развитии общества, и установлено, что спрос на педагогическую профессию преобладает. Результаты настоящего исследования позволяют научно-методически обосновать необходимость своевременной профориентационной работы в выборе будущей профессии среди молодежи, предоставить информацию о "Атласе новых специальностей", совершенствовать образовательные программы университетов, их содержание и развивать научно-практическую систему подготовки к глобальным идеям в соответствии с современными требованиями к специальностям. В заключении представлены научно-методические рекомендации..