ЖАҺАНДАНУ ЖАҒДАЙЫНДА БОЛАШАҚ МАМАНДЫҚ ТАҢДАУДЫҢ МАҢЫЗЫ

Авторы

  • Сапарбайқызы Шолпан Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова
  • Туленова Улдай Талкашовна Атырауский университет им. Х. Досмухамедова
  • Таджибаева Жибек Алдабергеновна Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова
  • Керимбаева Рысты Таразский региональный университет имени М. Х. Дулати
  • Акмамбетова Марияш ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева"

DOI:

https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.726

Ключевые слова:

профориентация, выбор профессии, образовательная программа, форсайт, прогнозирование, глобализация, педагогическая специальность, выбор будущей профессии, футурология, образование, атлас новых специальностей

Аннотация

Аннотация.  В данной  статье рассматривается значение выбора будущей специальности, ее влияние на развитие общества, образования, науки, культуры и цивилизации, а также анализируются  появление новых специальностей в процессе глобализации. Рассмотрены  понятие «глобализация», его концептуальные основы, влияние процесса глобализации  на экономические, социально- политические,  культурные, общественые  и другие сферы жизни общества. Рассмотрены теоретические и эмпирические исследования, научные труды  отчественных и зарубежных ученых, их взгляды на тенденции  развития  глобализации, а также актуальные вопросы  глобализации и развития  современного образования в постсоциалистических странах. 

Также в статье  анализированы  современное состояние  и  отношение выбору профессии,  профессиональная ориентация студентов и молодежи.  Представлены «форсайт», как научный метод, технология, предназначенная   для прогнозирования и  управления в условиях глоболизации.  Также  настоящее время одной из значимых исследования в области  образование является  развитие, обновление профессиональных специальностей, прогнозирование и научные основания появления новых специальностей в будущем. Также рассмотрены различные подходы, в том числе  нового подхода к футурологии образования, выбора профессии и внедрение технологии форсайта.

Представлены результаты социологического опроса, анализированы результаты эмпирического исследования выбора будущей специальности. В ходе исследования  выявлены   уровень  знания востребованности профессии в будущем, общественного отношения к профессии учителя, образования среди широких слоев населения, мнения общества, методов проведения и исследования, а результаты приведены в процентах с использованием специальных шкал.

Цель исследования-изучить отношение к профориентации обучающихся в условиях глобализации, к выбору будущей профессии. Проведен социологический опрос среди студентов и магистрантов  и широкой общественности.  В результате было особо отмечено, что по сравнению с другими профессиями она имеет большое значение в развитии общества, и установлено, что спрос на педагогическую профессию преобладает. Результаты настоящего исследования позволяют научно-методически обосновать необходимость своевременной профориентационной работы в выборе будущей профессии среди молодежи, предоставить информацию о "Атласе новых специальностей", совершенствовать образовательные программы университетов, их содержание и развивать научно-практическую систему подготовки к глобальным идеям в соответствии с современными требованиями к специальностям. В заключении представлены научно-методические рекомендации..

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Сапарбайқызы Шолпан, Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова

Сапарбайқызы Ш.- кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова, 32-й микрорайон, 1, Актау, Казахстан.

E-mail: sholpan_saparbay@mail.ru  ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1096-4690

Туленова Улдай Талкашовна, Атырауский университет им. Х. Досмухамедова

Туленова У.Т. – кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор Атырауского университета им. Х. Досмухамедова, пр. студента, 212, Атырау, Казахстан.

Таджибаева Жибек Алдабергеновна , Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова

Таджибаева Ж.А. - магистр педагогических наук, старший преподаватель, Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова, 32-й микрорайон, 1, Актау, Казахстан.

E-mail: jibek-29@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7653-9454

Керимбаева Рысты, Таразский региональный университет имени М. Х. Дулати

Керимбаева Р.– кандидат педагогических наук, Таразский региональный университет имени М. Х. Дулати, улица Ы.Сулейменова 7, Тараз, Казахстан.

E-mail: risti1971@mail.ru ORCID ID:https://orcid.org/0000-0003-0430-1831 

Акмамбетова Марияш, ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева"

Акмамбетова М.Е. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования  ФГБОУ ВО "Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева", г. Астрахань, Россия.

E-mail: akmambetova@mail.ru    ORCID ID:https://orcid.org/ 0000-0002-6799-6717

Загрузки

Опубликован

2024-04-30

Как цитировать

Сапарбайқызы, Ш., Туленова, У. ., Таджибаева, Ж. ., Керимбаева , Р., & Акмамбетова, М. (2024). ЖАҺАНДАНУ ЖАҒДАЙЫНДА БОЛАШАҚ МАМАНДЫҚ ТАҢДАУДЫҢ МАҢЫЗЫ. Научный журнал «Вестник НАН РК», 408(2), 331–347. https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.726