ТҰРАҚТЫ ДАМУ ЖАҒДАЙЫНДА АӨК ДАМУЫН БАСҚАРУДЫҢ ӨҢІРЛІК СТРАТЕГИЯЛАРЫН ЗЕРТТЕУ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.692Ключевые слова:
управление, устойчивое развитие, показатели устойчивого развития, трансформация АПК, бизнес-возможностиАннотация
Целью научного исследования является изучения проблем управления устойчивым развитием АПК, так как это является особо актуальным вопросом ввиду двоякого характера их функционирования. Это проявляется в том, что, во-первых, деятельность сельхозпроизводителей является самым масштабным источником парниковых газов в атмосфере и в то же время выступают крупным потребителем природных ресурсов (вода, земля, леса), без которых невозможно функционирование самого АПК. Во-вторых, именно предприятия АПК обеспечивают население продуктами питания и способствуют развитию сельских территорий. В этой связи немаловажным аспектом в деятельности предприятий АПК становится необходимость поиска различных источников финансирования, которые позволили бы им полноценно реализовывать экологические и социальные проекты.
Методы: Общенаучные методы познания: принципы единства теории и практики, определенности, конкретности, SWOT-анализ, методы выборки и группировки.
Результаты: Применение международных методологий оценки бизнес-возможностей в случае такого перехода позволяет оценить наиболее перспективные направления и возможную отдачу от новых бизнес-моделей в виде добавленной стоимости. Данные результаты демонстрируют, что при переходе на устойчивые бизнес-модели агропродовольственный сектор сможет ежегодно генерировать дополнительную прибыль. Такой переход потребует дополнительных инвестиций и кардинальных изменений агропродовольственных стратегий.
Выводы: Анализ реального вклада ведущих глобальных корпораций в агропродовольственном секторе показывает, что требуется системный и научно- обоснованный подход по интеграции новых ключевых показателей эффективности, которые были бы привязаны к трем измерениям устойчивого развития (социальное, экологическое и экономическое). Такой подход должен включать не только механизмы контроля и отчетности, но и весь спектр стимулирующих мер, что позволит крупным международным корпорациям разрабатывать и реализовывать полноценные корпоративные стратегии устойчивого развития, нацеленные на полномасштабную трансформацию агропродовольственной системы в сторону большей устойчивости, эффективности и резистентности к внешним шокам и глобальным вызовам.