ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.423Ключевые слова:
цифровые навыки, цифровые компетенции, современное образовательное пространство, педагогические компетенции, ВУЗ, цифровые технологииАннотация
Данная статья посвящена рассмотрению проблемы цифровой грамотности современных педагогов высших учебных заведений. Вызовы цифровой эпохи, такие как глобализация, возрастающая изменчивость окружающего мира, технологизация, персонализация оказывают значительное воздействие на образование, его содержание, структуру, цели, методы. Цифровые технологии, являясь неотъемлемой частью новой реальности социального развития, существенно меняют учебный процесс в школах и высших учебных заведениях. В условиях цифровизации образования и активного внедрения информационных технологий в образовательной процесс, требования к преподавательскому составу высшего образования также меняются. Особенно заметно это стало за последние три года, когда казахстанские вузы перешли на удаленный формат обучения. Поэтому авторы статьи обращаются к проблеме цифровой грамотности преподавателей высших учебных заведений. Методологическая основа исследования представлена методами анализа теоретического опыта цифровизации образования. При измерении цифровой грамотности педагогов был использован индекс цифровой грамотности, который базируется на оценке таких показателей, как информационная грамотность, коммуникационная грамотность, медиаграмотность, отношение к инновациям. По результатам исследования индекс цифровой грамотности преподавателей университетов составляет 86 баллов из 100. Необходимо отметить, что здесь молодые специалисты опережают педагогов со стажем в знании технологических новинок и интересе к инновациям. В статье также рассматриваются аспекты становления цифровой грамотности преподавателя вуза как актуальной проблемы современного образования. Освещается история вопроса, приводится определение цифровой грамотности. Проводится анализ современных процессов, накопленного опыта, определяются перспективные направления повышения уровня цифровой грамотности среди преподавателей ВУЗов Казахстана.