ВЛИЯНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ НА НАЛОГОВЫЕ РИСКИ
THE IMPACT OF E-COMMERCE BUSINESS MODELS ON TAX RISKS
DOI:
https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.415Ключевые слова:
Ключевые слова: электронная коммерция, торговля, модель, цифровой налог, налогообложение, налоговый риск, транзакций, онлайн, торговый бизнес, налоговый орган, НДС, таможня и другие.Аннотация
Аннотация. В статье рассмотрено развитие электронной торговли, в частности в Казахстане. Сегодня международная электронная коммерция динамично развивается, становясь одним из потенциальных источников пополнения бюджета многих государств, с развитием цифровизации и массовым переходом на онлайн-формат электронная торговля стала драйвером ключевых изменений как в мировой, так и в казахстанской экономике. Торговые онлайн-площадки сегодня доступны с любого смарт-устройства. Казахстан не исключение, в стране рынок электронной торговли также стремительно растёт. При этом популярным это направление в стране стало относительно недавно. За последние три года доля e-trading в общем объёме розничной торговли заметно выросла, а пандемия COVID-19 только ускорила процесс. Статья посвящается изучение вопросов влияния бизнес-моделей электронной торговли на налоговые риски. Это связано с выходом в 2022 году нового налогового обязательства при покупке товаров на иностранных онлайн-площадках. Казахстан с 1 января 2022 года официально ввел в Налоговый кодекс 25 раздел (статьи 777–780), который называется «Особенности налогообложения иностранных компаний при осуществлении электронной торговли товарами, оказании услуг в электронной форме физическим лицам» (Налоговый Кодекс РК, 2017г., в новой редакции 11.07.2022г.). В статье рассмотрены бизнес-модели электронной торговли: материальная модель электронной коммерции; цифровая модель электронной коммерции; облачная модель электронной коммерции; комплексная модель электронной коммерции. Рассмотрены налоговые проблемы и налоговые риски в данных типах моделей электронной торговли.Сделан вывод, что комплексная модель электронной коммерции совмещает две или более стран в отличии от других моделей предполагает предоставление как платных, так и бесплатных услуг. Основная с точки зрения налоговых органов проблема (риск) данной модели–определить возникает ли налогооблагаемая база в стране потребления бесплатных цифровых услуг. Данная модель является наименее распространенной в странах ЕАЭС.
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Загрузки
Опубликован
2022-12-30
Как цитировать
С.Д. Мамбетова, С., Аманова, Г., Корабаев, Б., & Cадуакасова Кунсулу Жикайдаровна C. К. Ж. . . (2022). ВЛИЯНИЕ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ НА НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: THE IMPACT OF E-COMMERCE BUSINESS MODELS ON TAX RISKS. «Вестник НАН РК», (6), 389–400. https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.415
Выпуск
Раздел
ЭКОНОМИКА