STUDENT-TEACHER RELATIONSHIP AS A FACTOR AFFECTING BULLYING-VICTIMIZATION DEGREE AT SCHOOLS
DOI:
https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.257Ключевые слова:
буллинг, травля, школьный климат, педагогическая компетенция, взаимоотношения учителей и учеников, коммуникация, профилактика, противодействие.Аннотация
В статье акцентируется внимание на важности построения позитивных и доверитель-
ных отношений между учителями и учащимися в контексте профилактики и противодействия
188
Bulletin the National academy of sciences of the Republic of Kazakhstan
буллинга в современных школах. Выделяется, что создание надлежащего микроклимата в школе и
классе посредством построения благоприятных взаимоотношений является одним из важнейших
составляющих минимизации буллинга. Освещается ряд исследований, посвященных взаимосвязи
отношений между учителями и учащимися и распространенности буллинга. Раскрываются основные
причины нежелания жертв и свидетелей самостоятельно обращаться за помощью в случае столкновения
с травлей к учителям и другим взрослым, что подтверждает необходимость активного вмешательства
в ход противодействия травли учителями как центральными участниками образовательного процесса.
Значительное внимание уделяется коммуникационной компетенции учителя, которая понимается
автором как не менее важная составляющей профессиональной компетенции, чем знание предмета
преподавания. Выделяются черты личности и особенности поведения учителей, которые высоко
оцениваются школьниками. В ходе проведения исследования также поднимается проблема низкой
инициативности учителей относительно активного вмешательства в процесс буллинга, делается
попытка выделить основные преграды в существующей системе образования, предлагаются идеи
касательно их устранения.