ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕПТЕРДЕ ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІН ҚҰНДЫЛЫҚТАРҒА НЕГІЗДЕП ОҚЫТУ

Авторы

  • Б.Ү. Өтеген KazNU after named Al-Farabi
  • Г.Н. Смағұлова Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ

DOI:

https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.256

Ключевые слова:

Түйін сөздер: білім беру жүйесі, құндылықтар, дағдылар, қазақ әдебиеті, аксиология, аксиологиялық талдау, жалпыадамзаттық және ұлттық құндылықтар., Ключевые слова: система образования, ценности, навыки, казахская литература, аксиология, аксиологический анализ, общечеловеческие и национальные ценности., Keywords: education system, values, skills, Kazakh literature, axiology, axiological analysis, universal and national values.

Аннотация

 

В статье анализируются особенности современной системы образования, парадигма обучения, основанная на ценностях и навыках. Рассматривается вопрос изучения предмета казахской литературы на основе ценностей. В обновленной образовательной программе будут проанализированы цели обучения по предмету казахская литература и предложены шаги по его реализации. Показана модель аксиологического анализа текстов, контекстов, представленная в виде отрывка из художественного произведения.

С переходом общеобразовательных школ на обновленное содержание образования изменились и цели, и система обучения. Этот процесс стал основой для изменения и программы дисциплины «казахская литература». В результате система целей обучения по предмету казахская литература направлена на формирование и развитие у обучающегося ценностей. Поэтому вопрос преподавания казахской литературы рассматривается нами в тесной взаимосвязи с аксиологическим подходом.

В настоящее время проблема ценностей стала объектом полипарадигмических исследований. Ярким примером этого можно назвать аксиологический анализ, приведенный в статье. В качестве объекта аксиологического анализа были взяты художественные произведения, изучаемые по программе казахской литературы в общеобразовательных школах.

Определение общечеловеческих или национальных ценностей в художественном произведении требует тщательной работы с деталями в тексте. То есть определение ценностей в художественном произведении на определенном уровне тесно связано с динамикой текста и содержательной мыслью в нем. Поэтому в настоящее время каждый обучающийся, знакомясь с художественным произведением, не ограничивается только структурным анализом, а стремится выявить основную идею произведения, составить психологический портрет его героев, глубже понять авторское словоупотребление, определить ценности и дать оценку со своей стороны. В статье особое внимание уделено вопросам развития таких навыков по предмету казахская литература.

Статья написана в рамках диссертации «Современная система образования: новые методические модели обучения казахскому языку и литературе».

 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2022-02-28

Как цитировать

Otegen, B., & Г.Н. Смағұлова. (2022). ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕПТЕРДЕ ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІН ҚҰНДЫЛЫҚТАРҒА НЕГІЗДЕП ОҚЫТУ. «Вестник НАН РК», (1), 179–186. https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.256

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИКА