ЖАЛПЫ БІЛІМ БЕРЕТІН МЕКТЕПТЕРДЕ ҚАЗАҚ ӘДЕБИЕТІН ҚҰНДЫЛЫҚТАРҒА НЕГІЗДЕП ОҚЫТУ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2022.2518-1467.256Ключевые слова:
Түйін сөздер: білім беру жүйесі, құндылықтар, дағдылар, қазақ әдебиеті, аксиология, аксиологиялық талдау, жалпыадамзаттық және ұлттық құндылықтар., Ключевые слова: система образования, ценности, навыки, казахская литература, аксиология, аксиологический анализ, общечеловеческие и национальные ценности., Keywords: education system, values, skills, Kazakh literature, axiology, axiological analysis, universal and national values.Аннотация
В статье анализируются особенности современной системы образования, парадигма обучения, основанная на ценностях и навыках. Рассматривается вопрос изучения предмета казахской литературы на основе ценностей. В обновленной образовательной программе будут проанализированы цели обучения по предмету казахская литература и предложены шаги по его реализации. Показана модель аксиологического анализа текстов, контекстов, представленная в виде отрывка из художественного произведения.
С переходом общеобразовательных школ на обновленное содержание образования изменились и цели, и система обучения. Этот процесс стал основой для изменения и программы дисциплины «казахская литература». В результате система целей обучения по предмету казахская литература направлена на формирование и развитие у обучающегося ценностей. Поэтому вопрос преподавания казахской литературы рассматривается нами в тесной взаимосвязи с аксиологическим подходом.
В настоящее время проблема ценностей стала объектом полипарадигмических исследований. Ярким примером этого можно назвать аксиологический анализ, приведенный в статье. В качестве объекта аксиологического анализа были взяты художественные произведения, изучаемые по программе казахской литературы в общеобразовательных школах.
Определение общечеловеческих или национальных ценностей в художественном произведении требует тщательной работы с деталями в тексте. То есть определение ценностей в художественном произведении на определенном уровне тесно связано с динамикой текста и содержательной мыслью в нем. Поэтому в настоящее время каждый обучающийся, знакомясь с художественным произведением, не ограничивается только структурным анализом, а стремится выявить основную идею произведения, составить психологический портрет его героев, глубже понять авторское словоупотребление, определить ценности и дать оценку со своей стороны. В статье особое внимание уделено вопросам развития таких навыков по предмету казахская литература.
Статья написана в рамках диссертации «Современная система образования: новые методические модели обучения казахскому языку и литературе».