INTERCONNECTION OF MACROECONOMIC INDICATORS AND PARAMETERS OF THE THREE-YEAR REPUBLICAN BUDGET
DOI:
https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.165Ключевые слова:
макроэкономические показатели, республиканский бюджет, доходы, затраты, дефицит, трансферты, прогноз социально-экономического развития, базовый сценарийАннотация
В статье рассмотрены показатели разработанного на основе Прогноза социально-экономического развития страны, утвержденного и уточненного республиканского бюджета на 2021-2023 годы и его возможности по финансированию государственных программ развития. В статье также приводится сравнительная характеристика объема, структуры и направлений бюджетного кредитования, проведен анализ затрат, связанных с приобретением финансовых активов с целью оценки таких операций.
Отмечено, что за основу при подготовке проекта республиканского бюджета на 2021-2023 годы взят базовый сценарий, который предполагает умеренные темпы роста мировой экономики, постепенное увеличение спроса, менее волатильную ситуацию на внешних биржевых рынках и адаптацию экономической политики к новым реалиям глобального развития. Основной импульс развитию экономики будет давать реализация стратегических и программных проектов, в рамках которых планируется обеспечить качественный и устойчивый рост экономики. В то же время ожидается устойчивая и поступательная экономическая динамика за счет более высокого увеличения валового накопления, умеренного и устойчивого роста потребления населения и экспорта.
Однако сложившиеся неблагоприятные последствия развития мировой экономики привели к пересмотру прогнозов. В этой связи в статье отмечены причины пересмотра прогнозов развития экономики, главными из которых являются риски, сохраняющиеся в связи с ожиданиями второй волны короновирусной эпидемии и замедление экономического роста за счет эскалации политических и торговых разноглассий между ведущими странами мира. Установлено также, что в основе формирования республиканского бюджета на предстоящие три года учтены намеченные приоритетные направления экономической политики, направленной на дальнейшую реализацию нового курса развития «Стратегия Казахстан – 2025» и, прежде всего, в части обеспечения финансирования задач по выполнению социальных обязательств государства.
Прогноз социально-экономического развития страны и разработанные в соответствии с ним основные параметры проекта республиканского бюджета на 2021-2023 годы дает возможность финансирования социальной сферы. Прогноз предусматривает в цифрах реальный рост ВВП на уровне 2,8% в 2021 году с дальнейшим ростом до 4,6% в 2025 году, а среднегодовой темп его роста составит 4,0%. При этом номинальный ВВП вырастет с 76,7 трлн. тенге в 2021 году до 104,8 трлн. тенге в 2025 году. ВВП на душу населения составит 9,6 тыс. долл. США в 2021 году, с увеличением до 12,7 тыс. долл. США в 2025 году. Консенсус-прогноз цены на нефть на 2021 и 2022 годы составляет 45 и 55 долл. США за баррель, соответственно. На среднесрочный период в прогнозе заложена более консервативная цена в 35 долл. США за баррель.
В статье дана достаточно подробная сравнительная характеристика объема, структуры и направлений бюджетного финансирования затрат. Отмечены в качестве положительного момента предусмотренные в проекте бюджета расходы на повышение статуса педагога и медицинских работников, взносы государства на обязательное социальное медицинское страхование, подушевое финансирование в организациях среднего образования, обеспечение населения качественной питьевой водой, развитие дорог местного значения, газификацию, обеспечение жильем молодежи и малообеспеченных многодетных семей.
Отмечено, что объемы предполагаемых доходов республиканского бюджета в целом имеют невысокий темп роста в предстоящие три года и этот рост обуславливается развитием зависящей от нефтяных доходов налоговой базы, свидетельствующий о том, что развитие ненефтяного сектора экономики все еще не является основным фактором прогнозного роста доходов бюджета. Подчеркнуто, что в результате проведенного исследования можно констатировать, что в проекте республиканском бюджете на 2021-2023 годы четко прослеживается взаимосвязь макроэкономических показателей и его основных параметров.
В результате проведенного исследования можно констатировать, что в утвержденном республиканском бюджете на трехлетний период прослеживается взаимосвязь предусмотренных в разрезе функциональных групп затрат и выделенных средств для реализации государственных программ развития.
Приведенную в статье методику исследования прогнозных показателей республиканского бюджета можно использовать в изучении финансовых дисциплин, в частности, государственного бюджета, а также для оценки объемов финансирования государственных программ.