DIGITALIZATION OF EDUCATION: PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN A VIRTUAL UNIVERSITY ENVIRONMENT

Авторы

  • Анзорова С. Российская Федерация Академия народного хозяйстваи государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия
  • Айбазова М. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Северо-Кавказская Государственная Академия», Черкесск, Россия
  • Жапанова М. «Евразийский Национальный Университет им. Л. Н. Гумилева», Нур-Султан, Казахстан
  • Горда А. Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия
  • Колесникова С. Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия

Ключевые слова:

цифровые, электронные и телекоммуникационные технологии, вузовская подготовка, электронное обучение, образовательное событие, интерактивность

Аннотация

В условиях стремительного развития цифровых, электронных и телекоммуникационных технологий образование испытывает потребность в ряде качественных изменений, основанных на инновационных педагогических процессах. В статье рассматриваются возможности повышения качества образования при обучении студентов в вузе. Цель исследования состоит в определении содержания, методов, форм, средств компьютерного обучения, направленных на обоснование закономерностей и определение эффективных путей обучения студентов с помощью коммуникационных ресурсов. В работе применяются следующие методы исследований: теоретический анализ и синтез при исследовании и обобщении литературных источников, электронных изданий, компьютерных и сетевых ресурсов учебного назначения, визуальных редакторов для разработки прикладных и учебных программ; экспертно-аналитический метод оценки качества созданных с участием автора электронных изданий учебного назначения; метод моделирования комплексного процесса конструирования информационной среды обучения студентов; метод наблюдения за процессом учебной деятельности при работе с электронными средствами обучения по разным дисциплинам студентов; методы опросов, анкетирования обучающихся и беседы с преподавателями.
В результате всестороннего анализа инновационных педагогических технологий обоснованы теоретические и методологические основы электронной дидактики как самостоятельной научной дисциплины, которая базируется на взаимодействии методики электронного обучения студентов в системе коммуникативного взаимодействия.
Развитие инновационных форм обучения, основой которых являются электронные, цифровые и телекоммуникационные технологии, рост числа образовательных ресурсов в сети Интернет, – все это является предпосылками возникновения новой научной дисциплины – электронной дидактики [5]. Электронная дидактика изучает закономерности, методы и формы организации образовательного процесса с помощью электронных средств обучения. Электронные средства обучения обладают рядом положительных качеств, позволяющих значительно упростить и вместе с тем повысить эффективность процесса обучения студентов: интерактивность, дистанционная доступность, многофункциональность, мультимедийность и прочее.
Быстрое развитие электронных, цифровых и телекоммуникационных технологий, увеличение объема информации, применение инновационных технологи изучения, обработки и хранения информации, новое представление учебного материала в web-формате и проч., требуют совершенствования профессиональных знаний педагога, изменения программ повышения его квалификации в соответствии с новыми реалиями [1]. Результатом развития электронных средств обучения должна стать возможность решения любых профессиональных задач любым специалистом
самостоятельно.
К эффективным способам совершенствования педагогов можно отнести целенаправленное взаимодействие педагогов в профессиональном сообществе в сети Интернет. Несомненным достоинством этого метода повышения квалификации является тот факт, что небольшое число опытных квалифицированных преподавателей обучать значительное количество преподавателей. Кроме того, учитывая то, что преподаватели последнее время работают дистанционно, Интернет позволяет своевременно обеспечить их современными средствами обучения. Это приобретает особую
важность, так как дает возможность повысить квалификацию или пройти переподготовку в дистанционной форме. Итак, в условиях электронной информационно-образовательной среды аналоговая система способов познания эффективно решает многие задачи обучения студентов в вузе [6]. Электронная дидактика базируются на системе методов, направленных на обучение, в первую очередь, различным формам общения и деятельности. К наиболее продуктивным относятся методы проектов, методы активизации деятельности, объектно-ориентированный метод, метод образовательного события.

Биографии авторов

Анзорова С., Российская Федерация Академия народного хозяйстваи государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия

Anzorova Svetlana Petrovna – Ph.D., Associate Professor, Senior Lecturer, The Russian Presidential
Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

Айбазова М., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования«Северо-Кавказская Государственная Академия», Черкесск, Россия

Aibazova Marina Yusufovna – Ph.D., doctor of pedagogical Sciences, Federal State Budget Educational
Institution of Higher Education «North Caucasian State Academy», Cherkessk, Russia

Жапанова М., «Евразийский Национальный Университет им. Л. Н. Гумилева», Нур-Султан, Казахстан

Zhapanova Marzhan Yerkenovna – Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of
Russian Philology, "Gumilyov Eurasian National University", Nur–Sultan, Kazakhstan

Горда А., Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия

Gorda Alexander Sergeevich – Ph.D. in Economics, associate professor, Department of World Economy,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia

Колесникова С., Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия

Kolesnikova Elena Victorovna – Ph.D., Associate Professor, Senior Lecturer, Department of the
Crimean Federal University, Simferopol, Russia

Загрузки

Опубликован

2021-08-15 — Обновлена 2021-09-01

Версии