РЕКОНСТРУКЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В МИФОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ КАЗАХСКИХ ХУДОЖНИКОВ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2021.2518-1467.158Ключевые слова:
историческая память, казахское изобразительное искусство, мифологическоеАннотация
Статья посвящена анализу коммеморативных тенденций в общественном сознании масс и роли мифотворчества как одного из инструментов конструирования настоящего и будущего на примере изобразительного искусства Казахстана. Особенность ситуации в том, что культурно-исторический материал прошлого востребован всеми слоями современного постколониального общества республики. В то же время, на фоне очередного переходного момента истории, становление государственных суверенитетов постсоветских стран осложнено огромными социальными потрясениями ХХI века. Технологические инновации и общая динамика развития современного мира создали возможности для самых разных манипуляций сознанием человека, но его фундаментальные потребности в поисках идентичности остались прежними. В данной связи в тексте статьи дается краткая характеристика ситуации, способствовавшей формированию современного контекста культуры Казахстана.
Методологической базой исследования явились фундаментальные труды ученых, посвященные вопросам исторической и коллективной культурной памяти, а также изучение современной мифологии в культуре ХХ-ХХI веков.
Утверждается, что реконструкция исторического контекста приводит казахских мастеров к созданию новых мифологем, а творческое мышление художника позволяет ему «строить» утраченное, сквозь призму присущего человеку мифологического сознания.
В статье в фокусе внимания исторический жанр, приводятся примеры из произведений художников выполненных по государственному заказу и по собственным авторским запросам, наиболее характерными признаками которых являются эпичность, монументальность и нарративность композиций.
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Версии
- 2021-08-15 (2)
- 2021-08-15 (1)