ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРИОРИТЕТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ

Авторы

  • Такенова Ж.С. магистр экономических наук, Международная образовательная корпорация, Алматы, Қазақстан

DOI:

https://doi.org/10.32014/2025.2518-1726.373

Ключевые слова:

приоритет преподавателей, экспертная оценка, метод групповой оценки, метод парных сравнений, ранжирование преподавателей

Аннотация

Для эффективного распределения учебной нагрузки по дисциплинам между преподавателями актуальной задачей является использование приоритета преподавателей. С этой целью в статье рассмотрены известные методы экспертной оценки, которые предлагается использовать для оценки приоритета преподавателей по дисциплинам, такие как методы групповой оценки, парных сравнений, метода Кемени и метод средних значений.

Метод групповой оценки позволяет агрегировать мнения нескольких экспертов, формируя обобщённое представление о приоритете преподавателей. Метод парных сравнений предполагает попарное сопоставление преподавателей по их компетенциям в рамках дисциплины, что позволяет выявить относительные приоритеты. Метод Кемени, основанный на поиске медианного ранжирования, позволяет обеспечить согласованное и объективное распределение приоритета, минимизируя противоречия в экспертных мнениях. Метод средних значений – самый распространённый метод, основан на поиске среднего значения из экспертных мнений.

В работе описываются результаты исследования применения этих методов для оценки приоритетов преподавателей по дисциплине, с приведением алгоритмов их расчёта. Приведён практический пример расчёта оценки приоритета преподавателей по одной дисциплине и сравнительный анализ результатов их расчёта. Полученные результаты могут быть полезны для организаций образования при планировании и организации учебного процесса.

Загрузки

Опубликован

2025-09-27

Как цитировать

Такенова, Ж. (2025). ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРИОРИТЕТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ. Academic Scientific Journal of Computer Science, 355(3), 204–227. https://doi.org/10.32014/2025.2518-1726.373

Выпуск

Раздел

Информационно-коммуникационные технологии