ҒЫЛЫМИ-БІЛІМ БЕРУ ҚЫЗМЕТІ САЛАСЫНДАҒЫ ҚҰЖАТТАРҒА ҚОЛ ЖЕТКІЗУДІҢ ТҰЖЫРЫМДАМАСЫ МЕН ӘДІСТЕРІН ҚАЛЫПТАСТЫРУ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1726.257Ключевые слова:
Информационные системы, информационные ресурсы, доступ, документ, распределенный, метаданные.Аннотация
Статья рассматривает общие вопросы организации доступа к электронным документам в рамках научной и образовательной деятельности. Большие объемы уже существующей информации, ее непрерывный рост, неоднородный характер хранения и распространения, отсутствие единого способа работы с ней создают множество трудностей при ее использовании. Осознание этих трудностей, качественные изменения в сфере информационных технологий и телекоммуникаций привели к необходимости решения проблемы поиска новых подходов к созданию хранилищ информационных ресурсов, их структуре, а также разработке инструментов, необходимых для работы пользователей. В настоящее время такие подходы называются "цифровыми" или "электронными" библиотеками. Согласно предварительной концепции, интеллектуальный научно-образовательный интернет-ресурс будет представлять собой информационную систему, доступную через Интернет, обеспечивающую систематизацию и интеграцию научных знаний, данных и информационных ресурсов в единое информационное пространство, содержательный и эффективный доступ к ним, а также поддержку их использования при решении различных научных и образовательных задач. Еще одна проблема организации эффективного информационного обеспечения научной и образовательной деятельности заключается в том, что в силу своего разнообразия и многоаспектности научные и образовательные информационные ресурсы рассредоточены на удаленных страницах многих сайтов и в распределенных электронных библиотеках и архивах. Чтобы решить эту проблему, необходимо решить проблему приведения таких ресурсов, относящихся к одной области знаний, в единое информационное пространство, а также, что не менее важно, поддержать их логическую целостность. Без решения этих двух взаимосвязанных задач невозможно решить главную задачу – обеспечить всем участникам научной и образовательной деятельности полноценный доступ к интегрированным информационным ресурсам и средствам их анализа. Поддержка информационных систем в сфере научной и образовательной деятельности актуальна, поскольку потребность в информации существует всегда, для удовлетворения этой потребности необходимо организовать доступ к различным ресурсам.