ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОСНОВАННЫХ НА КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ

Авторы

  • А. Мукашова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • А. Муханова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Т. Оспанова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • А. Бакиева Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • В. Махатова Атырауский университет имени Х.Досмухамедова

DOI:

https://doi.org/10.32014/2023.2518-1726.207

Ключевые слова:

Образовательная программа, профессиональные стандарты, компетентностный подход в образовании.

Аннотация

С появлением новых сферы профессиональной деятельности появляются новые профессии и профессиональные стандарты. Необходимо совершенствовать системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами. В данной статье проведен анализ современных тенденций разработки образовательных программ; рассматривается подход формирования образовательных программ, основанных на профессиональных компетенциях. Рассматривается задача подготовки квалифицированных специалистов на основе компетентностного подхода к обучению по направлениям ИТ. Компетентностный подход к обучению в настоящее время является основным аспектом в сфере высшего образования. Формирование компетенций для проектирования основных образовательных программ высшего образования декларируется на основе профессиональных стандартов в рамках принятых национальной палате предпринимателей Республики Казакстан «Атамекен», однако трудовые функции, описанные в профессиональных стандартах, зачастую требуют структуризацию под нужды для разработки интеллектуальной системы проектирования оптимальной компетентностной модели выпускника ВУЗа. В статье представлен алгоритм структуризации профессиональных программ в формате .xls для разработки интеллектуальных систем проектирования, таких как формулировки профессинальных, уникальных и общее образовательных компетенции, проведении экспертизы образовательных программ, обработки и анализа данных. Мы надеемся, что полученные структурированные данные профессионального стандарта послужат основой проектированию модели компетенций, формулировку компетенций обеспечивающий для разработки будущих интегрированных, комплексных и доступных образовательных программ с помощью которого результат образования будет способствовать в подготовке качественных,  высококвалифицированных работников с набором необходимых компетенций, отвечающих требованиям работодателей и позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность.  В первой части показана общая структура профессионального стандарта. Во второй части разработана семантическая связь на примере профессинального стандарта по администрированию баз данных. В третьи части структуризация данных с использованием библиотеки Xceed.Words.NET на языке C#.

Биографии авторов

А. Мукашова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

докторант

А. Муханова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

PhD, и.о. доцент

Т. Оспанова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

к.т.н.,  и.о.доцент, старший преподаватель

А. Бакиева, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

к.т.н., P.h.D., старший преподаватель

В. Махатова, Атырауский университет имени Х.Досмухамедова

к.т.н., профессор

Загрузки

Опубликован

2023-09-30

Как цитировать

Айнур, М., Муханова , . А., Оспанова , Т., Бакиева , А. ., & Махатова , В. . (2023). ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОСНОВАННЫХ НА КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ. Известия НАН РК. Серия физико-математическая, (3), 99–111. https://doi.org/10.32014/2023.2518-1726.207