БІЛІМ БЕРУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫ ҮШІН АВТОМАТТАНДЫРЫЛҒАН ЖҮЙЕНІ ӘЗІРЛЕУ

Авторы

  • А.Е. Назырова Евразийский национальный университет им.Л.Н.Гумилева
  • Г.Т. Бекманова Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті
  • А.С. Муканова Астана халықаралық университеті
  • Н. Амангелді Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті
  • М.Ж. Қалдарова Астана халықаралық университеті

DOI:

https://doi.org/10.32014/2023.2518-1726.195

Ключевые слова:

білім беру бағдарламасы, зияткерлік жүйелер, пререквизиттер, ER (Entity Relationship) диаграмма, онтологиялық модель.

Аннотация

В данной статье предлагается метод структурирования данных для систем автоматического проектирования интеллектуального конструктора ОП (Образовательная Программа) с целью формирования у студентов списка необходимых компетенций по изучаемой специальности. Экономия времени и уменьшение недостатков при создании ОП позволяет совершенствовать процесс подготовки специалистов в вузе с помощью специального программного обеспечения, способного обрабатывать информацию о предметах для выявления несоответствий и противоречий при формировании компетенций студентов. Надежность государственного образовательного стандарта должна учитываться при решении основных задач управления образовательными процессами, таких как разработка образовательной программы и обеспечение качества подготовки специалистов. Развитие общих возможностей выпускников в будущем будет в центре внимания работодателя.

При организации подготовки выпускников подготавливаются паспорта компетенций. При разработке образовательной программы следует учитывать степень компетентностного спроса, а количество кредитных единиц должно быть распределено по курсам в соответствии с важностью каждой дисциплины в развитии компетенций.

Такие процедуры, как определение содержания дисциплины, выбор наилучшего порядка изучения смежных дисциплин, выбор кафедры для конкретного курса и учет требований работодателя при разработке рабочей программы по предметам, взаимосвязаны и требуют регулирования.

Все это напрямую связано с растущими размерами и сложностью системы документооборота, что создает дополнительную нагрузку на руководителей отделов и подразделений.

Для успешной и эффективной работы многих кафедр в настоящее время во всех вузах существуют автоматизированные информационные системы. Однако в настоящее время нет процедур, которые могли бы помочь инструкторам в их работе, обновляя и разрабатывая планы уроков в соответствии с меняющимися требованиями. Такие системы должны обеспечивать быстрый доступ к необходимой информации из различных источников, получение опыта по курсам, пройденным в специально организованных базах данных, составление графиков работы по предметам, минимизацию ошибок при составлении графиков и упрощение внутренней работы.

Цель статьи: структурирование данных оптимизация для выявления наиболее важных компетенций, построения их в логической иерархии и разработки эффективной учебной программы, чтобы студенты могли достичь желаемых целей и задач курса. Структура данных, представляемая в рамках настоящего исследования, может служить предпосылкой для создания автоматического конструктора ОП для всех специальностей вузов, а пререквизиты дисциплин учитывают правильность выбора.

Биографии авторов

Г.Т. Бекманова, Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті

ст.преподаватель кафедры искусственного интеллекта, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Астана, Казахстан

А.С. Муканова, Астана халықаралық университеті

доцент, декан Высшей школы информационных технологий и инженерии, Международный университет Астана, Астана, Казахстан

Н. Амангелді, Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті

к. т. н., PhD, доцент кафедры искусственного интеллекта, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Астана, Казахстан

М.Ж. Қалдарова, Астана халықаралық университеті

Высшей школы информационных технологий и инженерии, Международный университет Астана, Астана, Казахстан

Загрузки

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

А.С. Аканова, Г.Т. Бекманова, Муканова, А., Н. Амангелді, & Қалдарова, М. (2023). БІЛІМ БЕРУ БАҒДАРЛАМАЛАРЫ ҮШІН АВТОМАТТАНДЫРЫЛҒАН ЖҮЙЕНІ ӘЗІРЛЕУ. Известия НАН РК. Серия физико-математическая, (2), 221–236. https://doi.org/10.32014/2023.2518-1726.195