НОВЫЕ ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы

  • Ж.С. Такенова Международная образовательная корпорация

DOI:

https://doi.org/10.32014/2024.2518-1726.262

Ключевые слова:

система управления организациями, распределение ресурсов, учебная нагрузка преподавателя, распределение нагрузки преподавателя, модели и методы распределения ресурсов, целочисленное линейное программирование.

Аннотация

В системе управления организации высшего и послевузовского образования актуальной является задача распределения академической нагрузки преподавателя. Имеются решения, предлагающие разные подходы, которые основываются на многолетнем опыте исследователей, опросов мнений экспертов и уровня задач, которые стоят перед системой управления организации образования. В настоящее время акцент в исследованиях сделан на оптимальное распределение составляющих академической нагрузки преподавателя (в виде учета самих состаляющих и объема всех видов деятельности преподавателя – учебной, научной и административной). Цель данного исследования изучить предлагаемые решения и исходя из специфики системы управления казахстанских вузов, бизнес-процессов высшего учебного заведения, построить модель оптимального распределения учебной нагрузки преподавателя. В основе предлагаемой модели лежат подходы, позволяющие получить  лояльную к преподавателям и управленческому персоналу решения, удовлетворяющие требованиям системы управления высшего учебного заведения. Новые подходы в решении задач оптимального распределения учебной нагрузки преподавателя предполагают возможность учета распределения кредитов дисциплин между преподавателями. Разработаны две модели для решения исследуемой задачи. Первая мазодель основана на выделении  специального норматива по кредитам, который устанавливается для каждой дисциплины. Такой подход удобен при планировании, так как позволяет более равномерно распределить дисциплины между преподавателями. Вторая модель предполагает установку нескольких нормативов на одну дисциплин, что дает возможность распределять дисциплины более компетентным преподавателям. При этом используются методы булевого и целочисленного программирования. Разработаны алгоритм и программы для рассматриваемых двух моделей, которые использованы при решении конкретных примеров. Анализ полученных результатов показывает, что вторая модель дает большее значение целевой функции при оптимальном распределении кредитов дисциплин между преподавателями, по сравнению с первой моделью. Разработанный подход может быть внедрен в систеаму управления организации образования в бизнес-процесс формирования учебной нагрузки преподавателя.

Загрузки

Опубликован

2024-03-20

Как цитировать

Takenova, Z. (2024). НОВЫЕ ПОДХОДЫ В РЕШЕНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ. Известия НАН РК. Серия физико-математическая, (1), 368–284. https://doi.org/10.32014/2024.2518-1726.262