ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ЭМПАТИИ
Ключевые слова:
подростки, эмпатия, коммуникативные склонности, организаторские склонности, комму-никативные умения.Аннотация
Коммуникативные умения включаются в структуру эффективного общения и отражают уровень владения человеком средствами коммуникации. Однако ни сам процесс формирования коммуника-тивных умений, ни потенциальные ресурсы повышения его успешности системно не организованы, что усугубляется неизбежным снижением уровня эмпатии нового «цифрового» поколения. В исследовании, представленном этой статьей, использованы теоретические (анализ, обобщение, моделирование, целепола-гание) и эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование) методы; методы количественной обработки данных (Т-критерий Вилкоксона, коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена); психодиагностические методики («Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявский, В.А. Федорошин; «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсон, в адаптации Ю.З. Гиль-бух; «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко. Реализованная целевая программа способствует развитию коммуникативных умений подростков с низким уровнем эмпатии, посредством развития эмоционального интеллекта подростков, узнавания эмоций и их выражения, распознавания чувств собеседника и понимания его мыслей; развития осознанности восприятия невербальных и вербальных средств общения и умения использовать их; формирования представлений подростков о возможности проявления негативных эмоции в общении, овладения умением выражать отрицательные чувства.