ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.986Ключевые слова:
дуальное образование, профессиональная успешность, педагогическая практика, учитель начальных классов, профессиональная компетентность, образовательная интеграцияАннотация
В статье рассматриваются вопросы дуального обучения и его изучение в контексте повышения профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов. Дуальное образование — это модель, предполагающая сочетание теоретических знаний, получаемых в учебном заведении, с практической подготовкой, осуществляемой на предприятиях и в учреждениях. Такая система способствует накоплению профессионального опыта, адаптации к условиям работы, достижению профессиональной самостоятельности будущего специалиста.
В рамках дуального обучения педагогической направленности в качестве базы практики выступают школы, психолого-педагогические центры, методические кабинеты и образовательные организации. Данная модель позволяет студентам заранее включаться в педагогическую деятельность, осваивать профессиональную рефлексию и приобретать необходимые навыки путём выполнения задач учебного процесса непосредственно на рабочем месте.
По результатам исследований установлено, что дуальное обучение позволяет готовить современных, конкурентоспособных, практикоориентированных, профессионально и личностно развитых педагогов. Актуальность данного исследования заключается в анализе мероприятий, проводимых в Республике Казахстан в рамках дуального обучения, а также в выявлении их эффективности и недостатков. В ходе исследования применялись методы сбора и анализа материалов, экспертизы, экспериментального наблюдения и обобщения результатов.
Система дуального образования способствует повышению профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов, поскольку сочетание теоретических знаний с производственной практикой влияет на ускоренное формирование педагогического мастерства. Эффективное сотрудничество учебного заведения с базовой школой способствует развитию профессионального потенциала будущих учителей и облегчает их адаптацию к рабочему месту.
Раннее начало педагогической практики и её системное продолжение в рамках дуальной модели положительно влияет на профессиональную подготовку студентов. Интеграция теории и практики сокращает «период адаптации» будущего педагога и способствует его быстрой интеграции на первом рабочем месте. Результаты исследования могут быть использованы при реформировании учебных программ педагогических вузов путём внедрения элементов дуального обучения.




