Развитие ораторской речи студентов с помощью фразеологизмов

Авторы

  • Рыскулов M. докторант PhD Жетысуского университета имени Жансугурова, Талдыкорган, Казахстан
  • Даулетбекова Ж. профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая, Алматы, Казахстан
  • Клычниязова Г. Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан

DOI:

https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.1037

Ключевые слова:

фразеологические единицы, языковая картина мира, языковая личность, коммуникативная компетентность, ораторская речь.

Аннотация

В данной статье рассматривается развитие ораторской речи школьников посредством интеграции казахских фразеологизмов в когнитивно-коммуникативную систему. В исследовании подчеркивается важность развития не только лингвистических и вербальных способностей, но и коммуникативных, творческих и социокультурных компетенций. Представлена структурированная система учебных заданий, направленных на углубление понимания учащимися идиоматических выражений, включая их семантические значения, стилистические функции, символические компоненты и надлежащее использование как в устной, так и в письменной речи. Особое внимание уделяется внедрению цифровых технологий, таких как мобильные приложения и элементы искусственного интеллекта, которые улучшают усвоение фразеологических единиц и способствуют сохранению и популяризации национальных ценностей. Фразеологические обороты считаются мощным средством выражения национального менталитета, эмоциональной оценки и культурной самобытности. Считается, что их использование необходимо для развития выразительной, связной и осмысленной речи учащихся.
Коммуникативная компетентность рассматривается как ключевой качественный показатель всесторонне развитой личности, позволяющий ей ориентироваться в разнообразных коммуникативных ситуациях в современном обществе. Она тесно связана с общей эффективностью образовательного процесса. Способность действовать адекватно и эффективно в динамичных социальных условиях рассматривается как ключевое измерение коммуникативной компетентности, усиливающее ее центральную роль в современном образовании. В условиях глобализации и цифровой трансформации высокий уровень коммуникативной культуры стал основополагающим требованием общества.
В современном образовательном дискурсе все чаще признается, что способность эффективно общаться, вступать в конструктивный диалог и достигать коммуникативного успеха является жизненно важным компонентом ораторского мастерства. Люди, владеющие речью в совершенстве – те, кто может выражать свои мысли с ясностью, точностью и риторическим богатством, – с большей вероятностью добьются профессионального и личного успеха. Ораторское мастерство, являясь важнейшим компонентом лингвистической и коммуникативной компетенции, занимает центральное место в развитии образования. Фразеологические единицы имеют особое значение в формировании ораторской речи, поскольку одних базовых лингвистических знаний недостаточно для общения на высоком уровне. Овладение аутентичным языком требует погружения в культурный контекст его носителей. Фразеологические единицы способствуют такому погружению, отражая ассоциативно-образное, символическое значение и укоренившиеся в культуре стереотипы. Благодаря их интерпретации учащиеся получают доступ к национальной языковой картине мира и культурным ценностям, закодированным в идиоматических выражениях

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2025-11-01

Как цитировать

Ryskulov , M., Dauletbekova , Z. ., & Klychniyazova , G. . (2025). Развитие ораторской речи студентов с помощью фразеологизмов. Scientific Journal of Pedagogy and Economics, 417(5), 273–290. https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.1037