ОЦЕНКА ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ESG В ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТАХ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.1007Ключевые слова:
Ключевые слова: Казахстан, ESG, устойчивое развитие, инновации, стратегия, университеты, высшее образование, управлениеАннотация
Настоящее исследование посвящено анализу внедрения принципов экологического, социального и корпоративного управления (ESG) в секторе высшего образования Казахстана на примере четырёх ведущих университетов: Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Satbayev University и Назарбаев Университет. Цель статьи заключается в оценке степени интеграции ESG-принципов в деятельность этих учреждений и разработке основанной на данных модели для оценки институциональной зрелости в области ESG.
Опираясь на национальные статистические базы данных, внутренние отчёты университетов и международные рамочные документы по устойчивому развитию, авторы формируют сравнительную модель, включающую два количественных диагностических инструмента: Индекс цифровизации (Ig) и Индекс гендерного равенства в оплате труда (Iw). Эти индексы отражают уровень цифровой инфраструктуры и гендерного баланса в академической занятости соответственно.
Методология исследования основана на смешанном подходе, сочетающем описательную статистику и индексовый бенчмаркинг для измерения зрелости ESG-практик на институциональном уровне. Источниками данных выступили официальные сайты университетов, Бюро национальной статистики, аналитическая платформа TALDAU и международные базы данных, включая Институт статистики ЮНЕСКО (2023 г.). Ключевые индикаторы включают доступность онлайн-курсов, использование цифровых систем управления обучением (LMS), покрытие Wi-Fi, гендерный состав профессорско-преподавательского состава и равенство в оплате труда.
Полученные результаты выявили межинституциональные различия: уровень цифровизации выше в Назарбаев Университете и КазНУ, тогда как ЕНУ и Satbayev University демонстрируют более выраженный гендерный баланс среди преподавателей. Выводы подчёркивают неравномерный характер внедрения ESG-подходов в университетах Казахстана, а также выделяют сильные стороны и зоны роста каждой из исследуемых организаций.
Исследование вносит вклад в формирующееся направление ESG в образовании, предлагая адаптированную модель оценки, применимую в переходных образовательных системах. Предложенные индексы могут служить масштабируемой основой для будущих эмпирических исследований и развития политического диалога в области устойчивого управления в высшей школе.




