ГОТОВНОСТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ

Авторы

  • Шайхисламова Г.Ш. докторант PhD образовательной программы социальная работа, КазНУ им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан
  • Авсыдыкова К.А. к.соц.н, старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы, КазНУ им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан
  • Зенгин О. PhD, заместитель заведующего кафедрой социальной работы Карабюкского университета, социальная работа, Карабюк, Турция

DOI:

https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.967

Ключевые слова:

профессиональная компетентность, мотивационно-цен ностная, информационно-познавательная, организационно-деятельностная, навык

Аннотация

Глобальные процессы, происходящие в настоящее время во всем мире, дестабилизация, кризисы, угрозы, возникающие в экологических, политических, экономических системах, уточнили направления устойчивого развития человечества.  Цели Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию до 2030 года стали ключевым механизмом глобального развития во всех сферах жизни общества. В период становления проблем социального неравенства , связанных с развитием цивилизации, возрастает значимость специалиста социальной работы. Актуальность приобретает обеспечение готовности к формированию профессиональных компетенций в вузе на основе общих требований и принципов, предъявляемых для будущих специалистов сферы социальной работы на международном, местном, региональном уровнях.

Гипотеза исследования: Готовность специалистов социальной работы к формированию профессиональной компетентности отличается индивидуально-психологическими особенностями обучающихся, профессионально значимыми качествами и системой ценностей. Формирование и развитие мотивационно-ценностных, познавательных, организаторских способностей и умений будущих специалистов социальной работы  связано с обеспечением межпредметных связей профессиональных дисциплин и педагогическими, воспитательными, исследовательскими процессами вне аудиторной работы.

В качестве методов исследования применялись методы дедукции, синтеза, анализа через обзор научной литературы с целью определения состава готовности к развитию профессиональных компетенций у обучающихся в учебном процессе.  Был проведен опрос среди  обучающихся социальной работы. По результатам, полученным в ходе исследования, разработана авторская структурная модель практической подготовки будущих специалистов социальной работы, формирования профессиональных компетенций в вузе с учетом особенностей профильной подготовки каждого курса, в том числе даны рекомендации по структурам: структуре аудиторного внеурочного эдвайзерского часа и формам формирования и оценки, межпредметных связей профессиональных дисциплин. Применение на практике дает высокую возможность формирования профессиональных компетенций обучающихся.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Загрузки

Опубликован

2025-06-20

Как цитировать

Шайхисламова, Г., Авсыдыкова, К., & Зенгин, О. (2025). ГОТОВНОСТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ. «Вестник НАН РК», 415(3), 315–334. https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.967