ГОТОВНОСТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.967Ключевые слова:
профессиональная компетентность, мотивационно-цен ностная, информационно-познавательная, организационно-деятельностная, навыкАннотация
Глобальные процессы, происходящие в настоящее время во всем мире, дестабилизация, кризисы, угрозы, возникающие в экологических, политических, экономических системах, уточнили направления устойчивого развития человечества. Цели Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию до 2030 года стали ключевым механизмом глобального развития во всех сферах жизни общества. В период становления проблем социального неравенства , связанных с развитием цивилизации, возрастает значимость специалиста социальной работы. Актуальность приобретает обеспечение готовности к формированию профессиональных компетенций в вузе на основе общих требований и принципов, предъявляемых для будущих специалистов сферы социальной работы на международном, местном, региональном уровнях.
Гипотеза исследования: Готовность специалистов социальной работы к формированию профессиональной компетентности отличается индивидуально-психологическими особенностями обучающихся, профессионально значимыми качествами и системой ценностей. Формирование и развитие мотивационно-ценностных, познавательных, организаторских способностей и умений будущих специалистов социальной работы связано с обеспечением межпредметных связей профессиональных дисциплин и педагогическими, воспитательными, исследовательскими процессами вне аудиторной работы.
В качестве методов исследования применялись методы дедукции, синтеза, анализа через обзор научной литературы с целью определения состава готовности к развитию профессиональных компетенций у обучающихся в учебном процессе. Был проведен опрос среди обучающихся социальной работы. По результатам, полученным в ходе исследования, разработана авторская структурная модель практической подготовки будущих специалистов социальной работы, формирования профессиональных компетенций в вузе с учетом особенностей профильной подготовки каждого курса, в том числе даны рекомендации по структурам: структуре аудиторного внеурочного эдвайзерского часа и формам формирования и оценки, межпредметных связей профессиональных дисциплин. Применение на практике дает высокую возможность формирования профессиональных компетенций обучающихся.