ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.919Ключевые слова:
технологии искусственного интеллекта, образовательный процесс, цифровизация, оценка качества, этические вызовыАннотация
Статья посвящена применению искусственного интеллекта (ИИ) в системе мониторинга и управления качеством образования в Казахстане. В условиях цифровизации и глобализации образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью совершенствования учебного процесса. В Казахстане, как и в других странах, наблюдаются проблемы с мониторингом образовательного процесса, включая отсутствие прозрачности, несоответствие результатов программ и модулей, а также сложности в оценке качества преподавания и обучения. Для решения этих проблем предложено использование ИИ, в частности образовательной аналитики, для автоматизации сбора, обработки и интерпретации данных о процессе обучения. В ходе исследования были использованы теоретические методы, в частности, анализ литературы, синтез полученных данных, сравнение и обобщение для формулирования выводов.
Проанализированы основные преимущества и недостатки использования искусственного интеллекта в образовании. Подчеркнуто, что гармоническое сочетание роли человека и технологий ИИ позволит создать интеллектуальную образовательную среду, эффективно объединяющую их преимущества. Выяснено, что интеграция искусственного интеллекта в систему мониторинга образования позволит значительно повысить эффективность контроля за качеством образовательного процесса и сделает его более гибким и адаптированным к потребностям студентов. Очерчены основные направления внедрения ИИ в систему мониторинга качества образования в Казахстане. Среди них прокторинг, адаптивное обучение, автоматическая проверка заданий, использование чат-ботов. В целом, искусственный интеллект обладает потенциалом значительно улучшить систему мониторинга и управления качеством образования, обеспечивая более точный анализ данных, автоматизацию рутинных процессов и персонализацию обучения.
Результаты исследования могут быть применены на практике для создания более эффективных систем мониторинга и управления качеством образования в Казахстане, а также в других странах с подобными образовательными вызовами.