РОЛЬ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ВЫПУСКНИКОВ: АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.928Ключевые слова:
мягкие навыки, жесткие навыки, выпускники, трудоустройство, требования к работеАннотация
Это статья посвящена важной проблеме в системе высшего образования Казахстана: разрыву между ожиданиями работодателей и уровнем подготовки выпускников в части приобретения «мягких навыков». В статье представлен комплексный анализ уровня приобретения «мягких» навыков выпускниками вузов Казахстана и их влияния на трудоустройство. Обзор существующей литературы выявил 37 категорий мягких навыков, которые были оценены 32 HR-менеджерами из компаний Казахстана с использованием метода Дельфи. В результате был составлен приоритетный список из 20 мягких навыков, наиболее ценных для работодателей. Во втором этапе исследования эти HR-менеджеры оценили уровень компетентности выпускников в указанных навыках. Результаты показали, что 7 навыков были оценены как высокоэффективные, 11 - как среднеэффективные и 2 - как низкоэффективные. Дальнейший анализ показал, что четыре из среднеоцененных навыков считаются приемлемыми для работы, в то время как 7 требуют внимания в системе образования. Таким образом, исследование определяет ключевые мягкие навыки, которые ценятся казахстанскими работодателями, а также выявляет разрыв между ожиданиями и реальным уровнем этих навыков у выпускников высших учебных заведений в Казахстане. Полученные результаты имеют значительное значение как для проблемы трудоустройства выпускников, так и для совершенствования их навыков.