ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЮРКО-МУСУЛЬМАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.921Ключевые слова:
исторические источники, система обучения, образовательная программа, средневековье, тюрко-мусульманские источникиАннотация
В данной статье собраны сведения об истории Средневековья Казахстана, преподаваемой в 6 классе средней школы, а также тюркские, арабские и персидские источники, позволяющие учащимся глубже понять историю нашей страны. Эти источники занимают важное место в учебной программе. Потому что эти данные формируют историческую перспективу учащихся и развивают их познавательные способности. При выборе исторических источников требуется, чтобы они были обоснованы, связаны с программным материалом и понятны школьникам. Подобные материалы способствуют формированию творческих способностей учащихся, взглядов на исторические личности и события. На уровне средней школы правильный подбор исторических данных повышает интерес к научным исследованиям и развивает мыслительные способности.
В процессе экспериментальной работы определяются критерии отбора исторических источников, обеспечивающие мотивацию и реализацию деятельности по историческому образованию. Помимо дидактико-методического измерения отбора исторических источников определяются также познавательно-исторические измерения. Для удовлетворения дидактическим и методическим критериям необходимы проверенные исторические источники, которые тесно связаны с программным материалом об историческом факте и способствуют развитию базовых знаний и умений. Она должна быть доступна школьникам в адаптированном к ней содержании и объёме, которые будут воспитывать воображение и эмоциональность, что позволит пробудить у учащегося познавательный интерес к изучению исторического прошлого и отвечать требованиям по формированию познавательных умений.
В настоящее время учебники или дополнительные материалы для высшей и средней школы часто ориентированы на изложение материалов времен Казахского ханства. Однако нет данных на тюркском или других мусульманских арабских или персидских языках, касающихся истории государств и обществ, созданных потомками Чингиса и Золотой Орды, а также государств огузов, караханов, кыпчаков в тюркский период. Один из основных выводов, предложенных в статье, связан с максимально возможным внедрением материалов, связанных с историей этих государств, и освоением педагогами и студентами документальных материалов об этих государствах.