ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.932Ключевые слова:
взаимодействие образования и бизнеса, цифровая экономика, адаптация навыков, потребности рынка труда, разработка учебных программ, государственно-частное сотрудничество, экономическая трансформацияАннотация
Статья рассматривает вызовы, связанные с разработкой сбалансированной модели взаимодействия между образовательными учреждениями и предприятиями в контексте цифровизации экономики Республики Казахстан. Учитывая стремительное развитие технологий и меняющиеся требования рынка труда, возникает необходимость в более эффективном сотрудничестве между этими секторами для подготовки специалистов с актуальными навыками. Основное внимание уделяется выявлению ключевых препятствий, таких как различие целей образовательных учреждений и бизнеса, недостаточная гибкость учебных программ, нехватка ресурсов и недостаточная государственная поддержка.
Цель исследования — выявить основные барьеры на пути эффективного сотрудничества между образовательными учреждениями и бизнесом, а также предложить решения для их преодоления. Применён комплексный подход, включающий анализ текущих тенденций на рынке труда, изучение существующих учебных программ и проведение интервью с представителями предприятий и образовательных учреждений.
Результаты исследования показывают, что основными проблемами взаимодействия являются недостаточная гибкость образовательных программ, нехватка ресурсов и инфраструктуры, а также различие целей и приоритетов сторон. На основе проведённого анализа предложен механизм адаптации образовательных программ, который включает непрерывный мониторинг требований рынка труда, создание консультативных советов с участием бизнеса и регулярное обновление учебных модулей.
В результате исследования предложена математическая модель, описывающая взаимодействие основных факторов, влияющих на уровень адаптации образовательных программ. Модель включает такие переменные, как потребности рынка труда, участие бизнеса, выделенные ресурсы и государственная поддержка. Использование этой модели позволяет оптимизировать процесс адаптации образовательных программ и повысить качество подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям цифровой экономики. Реализация предложенных рекомендаций может способствовать созданию устойчивых партнёрств между образовательными учреждениями и предприятиями, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность экономики Казахстана.