СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.914Ключевые слова:
дуальное обучение, структурный анализ, проблемные зоны, высшее профессиональное образование.Аннотация
Целью исследования являлось определение проблемных зон в реализации образовательного процесса в рамках дуального обучения. Для достижения поставленной цели использовались интернет-опрос, методы описательной статистики (среднее выборочное, дисперсия, t-критерий Стьюдента), структурный анализ. В рамках исследования было выявлено наличие существенной потребности в дуальном образовании среди студентов и ППС, и низкая заинтересованность среди работодателей. Установлено, что среди всех участников дуального обучения преобладает степень неудовлетворенности реализацией данного образовательного процесса. Кроме того, большинство участников испытывают трудности в процессе дуального обучения. Среди студентов преобладают трудности организационного характера, ППС психологического плана, представителей производств в сфере научно-методического сопровождения. Структуризация результатов интернет-опроса позволило определить проблемные зоны в реализации дуального обучения в вузе по организационно-управленческим, научно-методическим, информационно-технологическим, дидактическим и психолого-педагогическим направлениям. Результаты исследования могут использоваться в усовершенствовании модели дуального обучения, учитывающей специфику казахстанской высшей школы. Проведение структурного анализа реализации дуального обучения имеет непосредственно практическую ценность. Своевременное выявление проблем, затруднений и оперативное их устранение способствуют повышению качества рассматриваемого сектора обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Статья посвящена проблемам реализации дуального обучения в системе высшего образования, которые препятствуют качественному развитию данного формата обучения. Исследовательская работа проводилась в рамках грантового финансирования МОН РК научных и научно-технических проектов на 2023–2025 гг. грант №АР 19678738, где АР 19678738 – ИРН проекта «Фасилитация дуального обучения в системе высшего профессионального образования в условиях диджитализации рынка труда».