РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ У УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИССКУСТВА РИТОРИКИ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.826Ключевые слова:
риторика, совещательная речь, 9-класс, уровневые задачи, творческий уровень, эссеАннотация
В данной статье рассматриваются теоретико-методические вопросы развития у обучающихся навыков написания эссе на основе риторики. Авторы уделили внимание способам решения трудностей, возникающих у обучающихся при написании эссе: написание тезиса, вступительная часть, обоснование тезиса в основной части, основываясь на совещательную речь ораторского искусства и национальных риторических примеров. Систематизированы методы обучения по типу убеждения совещательной речи, описанные у Аристотеля в «Риторике» и «Основах теории ораторского искусства» Ж. Дадебаев, для учащихся 9-х классов. На основе теории А.Байтурсынова доказывается, что ораторское изречение относится к типу речи – рассуждение, и структура рассуждения (бастама, усынба, баяндама, корытпа) аналогичное структуре эссе (введение, тезис, основная часть, заключение). Важность систематизации идеи с помощью цифр поясняется примерами из слов Жусипа Баласагуна, Анет би Кишикулы, Казыбека би Келдибекулы, Болтирика шешен Алменулы, Абая Кунанбаева.
В целях развития творческого и критического мышления учащихся, авторы составили уровневые задания, используя отрывки из произведения Жусипа Баласагуна, изречения Майки би Тобейули и стихотворения Абая Кунанбаева. Составленные задания состоят из четырех уровней: репродуктивный, алгоритмический, эвристический, творческий. На первом уровне ученики изучают отрывок из стихотворения Абая Кунанбаева. На втором уровне анализируют отрывок из произведений Жусипа Баласагуна, а на третьем уровне обсуждают слова Майки би Тобейулы. В составлении уровневых заданий авторы акцентируют внимание на том, насколько эффективно овладение учениками типа убеждения совещательной речи при выполнении задания творческого уровня (эссе).
Порядок выполнения обучающимися заданий поясняется с помощью таблицы. В качестве методов исследования использовались методы внешнего наблюдения и анализа документов. Результаты эксперимента внесены в таблицу по установленным критериям. В заключении статьи приведены навыки, необходимые для написания эссе, сформированные благодаря выполнению учениками уровневых заданий. Статья подготовлена в рамках грантового проекта AP15473614 – «Культурно-языковая компетентность в образовательной парадигме: метаязыковая коннотация», утвержденного Комитетом науки МОН РК.