ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ В ВУЗЕ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.708Ключевые слова:
будущие учителя биологии, компетентность, экологическая компетентность, результаты обучения по программе, образовательная программаАннотация
В статье рассмотрена проблема формирования экологической компетентности будущих учителей биологии в процессе профессиональной подготовки. Формирование экологической компетентности будущих учителей биологии рассматривается как компетентностный подход в сочетании с системным, личностно-ориентированным, деятельностным, технологическим и методологическими подходами. На основе анализа образовательных программ высших учебных заведений Казахстана мы выяснили текущее состояние формирования экологической компетентности студентов бакалавриата образовательной программы 6В01517 - Биология. Среди множества общих компетенций мы выделили те, которыми должен владеть будущий экологически компетентный учитель биологии. Профессиональные компетенции образовательных и профориентационных программ высших учебных заведений Казахстана, готовящих будущих учителей биологии, были проанализированы через призму структурных компонентов экологической компетентности, таких как когнитивный, деятельностно-операциональный и компонент готовности к формированию экологической компетентности будущих учителей биологии. Установлено, что не все образовательные программы, на основе которых осуществляется подготовка будущих учителей биологии, рассматривают экологическую компетентность как профессиональную. Некоторые образовательные программы представляют только определенные структурные компоненты экологической компетентности. В частности, аксиологический компонент экологической компетентности, направленный на формирование и развитие потребностей, интересов, ценностей взаимодействия студентов с окружающей средой, не отражен отдельно в профессиональных компетенциях образовательных программ рассмотренных высших учебных заведений. В данной статье мы уточнили способности, которые обеспечивают формирование структурных компонентов экологической компетентности, образовательных и профессиональных программ бакалавриата. Также обратили внимание на формулировку экологической компетентности как профессиональной, объединяющей все ее компоненты