PEDAGOGICAL BASES OF TEACHING THE KAZAKH LANGUAGE WITH FORMATION OF PERSONAL VALUE ORIENTATIONS
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.714Ключевые слова:
Ценности, ценностная ориентация, казахский язык, педагогика,, педагогические выводы, педагогическая аксиология, национальный менталитет, когнитивное развитиеАннотация
В данной статье рассматриваются педагогические и психологические основы формирования ценностных ориентаций личности при обучении казахскому языку. Отмечается, что в процессе обучения в языковых школах, являющихся важнейшим инструментом, связывающим человека с обществом, социальной средой, выгодно осуществлять взаимодействие человеческих, социальных и национальных ценностей с системой развития различных качеств учащегося. В школах Казахстана сравниваются учебники “Қазақ тілі”, преподаваемые в казахских группах 5,6,7 класса, и чтения “турецкий язык”, преподаваемые в турецких школах, по состоятельности ценностных ориентаций.
При формировании ценностных ориентаций важным фактором принимаются особенности каждого этапа развития ребенка, изучаются выбор соответствующих форм и методов обучения, позиции преподавания.
Условиями формирования ценностных ориентаций учащегося в процессе обучения языку являются: формирование полноценной среды, полнота знаний, социализация субъекта или личности.
Особенности реализации в самостоятельной, парной, групповой работе, основанной на соотношении «Учитель – Ученик», «Ученик – Ученик», в формировании ценностных ориентаций личности подкрепляются тем, что проводится путем выполнения групповых соревнований, парных соревнований, «Словоконкурс», «Лучший редактор» и других познавательных игровых заданий.
В ходе исследования определено, что разум развивается через постоянный поиск человека, принятие на себя ответственности за свою работу и действия, умение производить положительный анализ своей работы. У школьника-среднего класса важнейшие и конечные ценности ума анализируются через диалог Абая и его сына Абиша.