СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2025.2518-1467.926Ключевые слова:
Инклюзивное обучение, лицо с ограниченными возможностями, будущий педагог, подготовка к инклюзивному обучению, модель, структурная модельАннотация
В создании особых образовательных условий для лиц с ОВЗ основную роль играет инклюзивное образование, где педагог является главным действующим лицом. Обучающийся с ОВЗ имеет право получить образование в любом учебном заведении, и каждый педагог должен уметь выполнять свою педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования. Актуальность данного вопроса определяется социальным заказом общества на подготовку педагогов к работе в условиях инклюзивного образования в процессе профессионального образования. В разделе «Материалы и методы» дано описание методологии, используемой при проведении литературного обзора, а также при сборе информации. Для проведения исследования были использованы методы анализа научной литературы и нормативно-правовых документов; моделирования; синтеза и обобщения. Анкетирование было проведено в режиме online с ипользованием сервиса Google формы, а также мессенджера WhatsApp. В разделе «Результаты и обсуждение» представлен анализ предыдущих исследований, информационные таблицы и графики. В разработке модели мы опирались на тенденции развития инклюзии, формы и способы организации инклюзивного образования, профессиональные компетенции будущих специалистов. Разработанная нами модель состоит из 5 блоков: целевой, методологический, содержательный, процессный, рефлексивный. Все компоненты модели взаимосвязаны и разработаны на основе методологических подходов и концептуальных идей. Предложенная нами структурная модель подготовки педагогов к инклюзивному обучению апробирована по мотивационно-ценностным, познавательным, деятельностным и оценочным критериям 146 обучающимися Южно-Казахстанского университета имени М. Ауэзова, Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Яссауи, Казахского национального женского педагогического университета. Созданная нами модель является целостной, открытой, динамичной системой и дает возможность сделать целенаправленным процесс подготовки будущих педагогов к инклюзивному обучению.