ПОЛИТИКА ФИСКАЛЬНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ: ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.728Ключевые слова:
фискальная политика, государственный бюджет, налоговая политика, налоговые доходы, налоги, экономический рост.Аннотация
В последние годы налоговая политика Казахстана подверглась ряду реформ под воздействием как глобальных, так и внутренних факторов. Основной фокус был на установлении невысоких налоговых ставок и создании многочисленных налоговых льгот и преференций. Эти изменения привели к сокращению динамичности налоговых доходов в бюджете и их доли в ВВП страны. Уменьшение доли налоговых доходов в ВВП повлияло на дисбаланс финансовой устойчивости государства, который выразился в росте бюджетного дефицита, государственного долга, и почти неизменных объемах государственных расходов. В этой связи перед Казахстаном возникла крайне важная задача реализации рациональной фискальной консолидации государственного бюджета с учетом предотвращения рисков замедления экономического роста и сохранения Национального фонда. Эффективная реализация стратегии рациональной фискальной консолидации государственного бюджета в Казахстане способствует финансовой устойчивости страны в среднесрочной перспективе.
В проведенном исследовании авторами на основе отечественной и зарубежной научной литературы с помощью библиографического анализа выявлены тренды концептуальных положений фискальной консолидации бюджета, которые позволили углубить знания о текущей ситуации исследуемого вопроса и предоставили основу для более эффективного и информированного проведения данного исследования. На основе институционального анализа изучены нормативно-правовые акты и стратегические программные документы, направленные на регулирование налогово-бюджетной сферы РК, выделены конкретные статистические показатели по исследуемому вопросу, проведен сбор этих данных и соответствующий анализ. Исследование охватило применение методов системного и логического подходов, а также общенаучных методов познания.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы всеми заинтересованными лицами, занимающимися вопросами налогово-бюджетной политики, в том числе представители государственных и частных структур, экспертного и академического сообщества.