THE METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR DEVELOPING THE SCIENTIFIC RESEARCH COMPETENCIES OF FUTURE PHYSICS TEACHERS
DOI:
https://doi.org/10.32014/2024.2518-1467.673Ключевые слова:
physics teacher, laboratory work, research competence, method, approach, diffraction, x-ray diffraction, x-ray diffractometer, higher education institution, future specialist.Аннотация
В статье акцентируется внимание на необходимости разработки
методических основ формирования исследовательских компетенций будущих учителей физики и предлагается развивать ее на примере дифракции
рентгеновских лучей. Причина в том, что хотя в вузах имеются научно-
исследовательские базы, где есть специальный рентгеновский дифрактометр,
связь со студентами отсутствует. В связи с этим возрастает важность
предложения специального курса. Предлагаемый курс посвящен дифракции
рентгеновских лучей и включает специальные лекции, знакомящие студентов с
рентгеновским дифрактометром, и сложную лабораторную работу по изучению
образцов. Авторами был проведен специальный анализ подготовки учителей
физики по образовательным программам вузов, результаты которого описаны
в статье. Представлена анкета и приведены примеры того, как студенты и
магистранты отвечают на специальные вопросы. Одной из основных проблем
общеобразовательных и высших учебных заведений является формирование
научно-исследовательских компетенций будущих педагогов, имеющих
образование соответствующее требованиям времени, обладающих развитой
системой критического мышления, способных доказывать свою точку зрения.
взглядов, свободомыслящих, творчески востребованных, патриотов своей
страны. Формирование научно-исследовательских компетенций будущих
учителей физики заключается в наличии специалистов, способных решать
различные задачи и проблемы учебно-воспитательного процесса на основе
высоких профессиональных способностей. Это человек, обладающий
способностью выполнять каждое научное исследование и проектную работу
по плану. Для решения следующих задач одной из целей плана является:
предложить специальный курс для создания связи между студентами и научно-
исследовательскими базами в университетах.