ОРТА МЕКТЕПТІҢ ҚАЗАҚ ТІЛІ ОҚУЛЫҒЫНА ЕНДІРІЛГЕН МӘТІНДЕРДІҢ ДИДАКТИКАЛЫҚ МАҢЫЗЫ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.621Ключевые слова:
средняя школа, казахский язык, учебник, текст, дидактикаАннотация
В статье проведен анализ учебников казахского языка основных и общеобразовательных школ, обоснованы требования к учебнику. Были предложены устные и письменные формы заданий, связанные с преимуществом работы с учебником и текстом. Так же, как на казахский язык в содержании обновленной системы образования возложена обязанность выполнять функции связи между предметами, интеграции, формирования функциональной грамотности учащихся. От правильного формирования учебной программы и учебника зависит выход из этой задачи. Многоотраслевые проблемы в обществе объединены в учебнике казахского языка. Известно, что каждый текст, включенный в учебник, подбирается с большим вкусом и фильтруется по разным критериям. Иногда бывает неприятно, что этот вкус остается скудным, фильтрующим. Работы на основе текстов на лексические темы, включенные в учебники казахского языка, через развитие навыков чтения, письма, аудирования, произношения формируют у обучающихся нравственные качества, эстетический вкус, национальную индивидуальную ментальную специфику, новаторство и любознательность и т.д. В статье остановились на лексических, грамматических особенностях текстов, включенных в учебники казахского языка, проанализированы образовательные, воспитательные, развивающие цели этих текстов. Проведен обзор видов работы с текстами, встроенными в учебник по каждому классу. Кроме того, было высказано предположение о последствиях того, что лексические темы становятся более важными, чем грамматические. При этом была сформулирована правильность соблюдения принципа преподавания казахского языка как родного в школах с казахским языком обучения.