КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: КЕЙС-СТАДИ УНИВЕРСИТЕТОВ КАЗАХСТАНА И США
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.587Ключевые слова:
управление университетом, коллегиальное управление, сенат ППС, кейс-стадиАннотация
В данной статье проведен сравнительный анализ коллегиального управления, а именно на роли сената ППС в управлении университетами.
Анализ данных основан на методологии кейс-стади – на внутреннем анализе кейсов и перекрестном анализе кейсов. На начальной стадии исследования каждого университета используется внутренний анализ кейса, цель которого – выявление тем, уникальных для конкретного кейса (Braun & Clarke, 2012). Выводы по результатам анализа отдельных кейсов затем используются для перекрестного сравнения, с помощью которого определяется общее для всех кейсов коллегиального управления.
Рамка выборки – три исследовательских университета: Назарбаев Университет в Казахстане, Университет Ратгерса и Чикагский университет в США. Они соответствуют критериям исследовательских университетов согласно классификации Карнеги, имея не менее 20 докторских степеней и расходы на исследования не менее 5 миллионов долларов в год.
Перекрестный анализ показал схожую структуру коллегиального управления в трех университетах с Сенатами ППС в ключевой роли, но различие в сферах влияния преподавателей. Чикагский университет с фокусом на академических вопросах имеет четкую иерархию. Назарбаев Университет и Университет Ратгерса – "влиятельные" сенаты, позволяющие влиять на разные аспекты политики, включая неакадемические вопросы. Университет Ратгерса дополнительно включает преподавателей в стратегическое планирование и административные решения, делая его "влиятельным" сенатом. Несмотря на разнообразие, эти университеты имеют схожий подход к коллегиальному управлению, включив ППС в университетские решения и позволяя им внести положительные изменения в свои университетские сообщества.