БОЛАШАҚ ЗАҢГЕРЛЕРДІҢ КӘСІБИ ТЕРМИНОЛОГИЯЛЫҚ САУАТТЫЛЫҒЫН ДАМЫТУДЫҢ ПЕДАГОГИКАЛЫҚ МОДЕЛІ
DOI:
https://doi.org/10.32014/2023.2518-1467.535Аннотация
В статье рассматриваются возможности формирования педагогической модели развития профессиональной терминологической компетентности и культуры будущих юристов – обучающихся по направлению образовательной программы «право». В данном исследовании представлены основные результаты экспериментальной работы, проведенной в рамках докторской диссертации.
Ключевая цель статьи – реализация опыта формирования педагогической модели развития профессиональной терминологической грамотности будущих юристов и определение возможностей модели через его описание. Принципы подготовки будущих юристов характеризуются требованиями к юридическому образованию. Нами выявлено, что в основу данных требований положена юридическая терминологическая компетентность. Поэтому вузам, ведущим подготовку будущих юристов, важно изучать педагогические технологии и внедрять актуальные из них в образовательный процесс, в связи с тем, чтобы выпускники успешно интегрировались в свою профессиональную отрасль. Для реализации цели поставлены следующие задачи: научное уточнение понятия «юридическая терминологическая грамотность»; исследование и определение педагогических возможностей развития юридической терминологической грамотности будущих юристов; формирование педагогической модели развития юридической терминологической грамотности студентов, описание ее реализации и проверка как эффективной педагогической технологии; выявление системных характеристик педагогической модели развития терминологической грамотности студентов-юристов и выработка рекомендаций. Для реализации задач применены – методы систематизации, сравнения, дифференциации, группировки, описания, прогнозирования; педагогический эксперимент; метод моделирования.
В статье впервые предложена педагогическая модель развития юридической терминологической грамотности студентов, обучающихся по направлению программ юридического образования, рассматриваются выявленные в ходе эксперимента структурные, системные характеристики, содержание и методологические основы модели. Такой подход определил комплексный характер исследования, который отражает тесную взаимосвязь исследования вопросов таких сфер, как лингвистика, педагогика и профессиональные компетенции.
Материалы исследования могут быть применены на лингвистических курсах – практическом и профессиональном курсах казахского, английского и русского языков в подготовке будущих юристов, в частности, предложенная модель позволит увидеть возможности эффективной организации учебного процесса с целью формирования терминологической компетенции студентов. Полученные данные дополнят теорию и практику развития терминологической компетенции будущих юристов в плане концепций и методики исследования.